ЮДКЕВИЧ ВЛАДИМИР


Серебряные часы унтер-офицера Абрама Шведа
Антикварный детектив
Время собирать камни
Приз за стрельбу Ивану Шевченко
Часы унтер-офицера Александра Гладкова
Часы унтер-офицера Тимофея Митина
Последний подарок последнего генерал-адмирала Российской империи
Часы с двуглавым орлом
Часы казака
Партизанская песня

Коллекционирование сродни участию в детективном расследовании. Вряд ли с этим утверждением можно поспорить. Ну, право, если у коллекционера появится новый предмет, то узнать его историю мало кто откажется. Например, в подкладке старого камзола найти накладную с фамилией заказчика, а потом попытаться проследить его жизненный путь. При этом надо порыться в архивах, сходить несколько раз в библиотеку, возможно, заказать экспертизу, изучить несколько версий появления этого предмета в гардеробе владельца. В общем, почувствовать себя настоящим детективом. А если еще этот владелец оказался известной фигурой, тогда, помимо некоторого увеличения рыночной стоимости предмета, коллекционер получит массу ярких впечатлений от поиска.

К сожалению, достаточно редко встречаются какие-то детали, по которым можно проследить путь старинной вещи. Уверен, что читатели этой статьи смогут примерить на себя роль следователя, так как здесь есть над чем подумать.

Итак, что мы имеем. А имеем мы часы Павел Буре с № 3844, золотые, открытые с эмалевым гербом на крышке. Часы хранятся в оригинальной коробке бордового цвета, с золотым тисненным государственным гербом на крышке. Коробка несет на себе следы времени. Открыв крышку, можно увидеть такой же государственный герб в виде двуглавого орла и надпись: Павел Буре, Петербургъ, Невский просп. №23, Москва, Кузнецкий мост, д. Тверскаго подворья. Вот, собственно, и все.

Что же мы, собственно, хотим узнать? Конечно же, кому принадлежали эти часы. В нашем распоряжении есть очень важная улика – номер часов, выбитый на всех крышках. Согласно таблице «Примерное соотношение номеров часов торгового дома «Павел Буре», опубликованной на стр.61 в книге Вилкова А.И. «Призовые часы в Российской императорской армии» данный номер часов соответствует 1880-1887 годам выпуска часов П. Буре. Таким образом, можно предположить, что эти часы могли быть вручены в период с 1883 и вплоть до 1890 года.

Из разных источников известно, что подобные часы вручались в виде подарка из Кабинета Его Императорского Величества. Вот, что написано в «Обзоре деятельности министерства Императорского Двора и уделов за время царствования в бозе почившего Государя Императора Александра III (1881-1894 г.г.)» (издание СП, 1901 г.): «Что касается деятельности Кабинета по камеральному отделу…, то она выражалась главным образом в приобретении, хранении и расходовании всемилостивейше жалуемых вещей. Выдача всемилостивейше жалуемых подарков по министерству Императорского Двора производились по распоряжению министра Двора, а подарки, жалуемые по другим ведомствам, отпускались по Высочайшим повелениям, сообщаемым министрами и главноуправляющими или подведомственными им установлениями. На счет Кабинета жаловались подарки: во время Высочайших путешествий, за крестины, за поднесение вещей и посвящение сочинений, а также подарки, назначаемые лично Их Величествами без всякого с чьей либо стороны представления» (стр. 97). Далее в Обзоре приводится список вещей, пожалованных за время царствования Александра III. Под номером 27 значатся: Часы с изображением государственного герба, 3477 штук, и заплачено за них 277472 рубля. Получается, что в среднем за одни часы заплатили 79 рублей. Я подозреваю, что эти расчеты нам еще пригодятся.

А как же причина получения подарка? В любой детективной истории всегда есть мотив. В приведенной из Обзора выдержке ясно, что поводов для вручения часов было много. Прочтем рапорт начальника канцелярии Свиты Его Величества генерал-майора князя В. Орлова: «При представлении 27 сего Февраля Государю Императору депутации от 120 пехотного Серпуховского полка, с Высочайшего соизволения, означенною депутациею была поднесена Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу модель пулемета и Его Императорскому Величеству благо угодно было пожаловать: полковому оружейному мастеру Губернскому Секретарю Ложкину золотые часы с таковою-же цепочкою и с изображением Государственного герба…» (РГВИА, Ф.970, оп.3, д. 1829).

Часы могли быть вручены независимо от звания и должности за хорошую службу во время Высочайших путешествий, за крестины, за поднесение вещей и посвящение сочинений, за выслугу лет, за отличие в каком-либо деле.

Чтобы узнать обладателя царского подарка и, возможно, причину награждения надо идти в архивы, которых в нашей стране много и куда идти, сразу не поймешь. Поэтому придется идти, сначала в те, что ближе всего. Но и это не факт, что удастся найти обладателя часов. Как правило, в донесениях, рапортах и служебных записках отмечался сам факт награждения и направления часов награжденному, без указания номеров часов. Снова обратимся к архиву Военно-походной канцелярии ЕИВ (РГВИА, Ф.970, оп.3, д. 1829).

Как видим, есть данные кого, за что и какими часами наградили, но, к сожалению, нигде нет номеров часов.

Вместе с часами выдавали и свидетельство на часы. И что интересно, и в свидетельствах не был указан номер часов. Посмотрите на два документа на золотые и серебряные часы – нигде не упомянут номер.

Я уже ссылался на Российский государственный военно-исторический архив, в котором есть материалы Военно-походной канцелярии ЕИВ о награждениях орденами, медалями и подарками. Просматривая архивные документы за 1883-1890 г.г., я нашел сведения о награждениях часами, но нигде нет упоминания о номерах часов.

Но есть еще РГИА в Санкт-Петербурге. К сожалению, цивилизация в архивном деле в РФ еще не дошла до такого сервиса, как заказ интересующего материала через Интернет. Ведь не все могут потратить время на личное присутствие в архиве в другом городе. К тому же, поиск материалов сопряжен не с одной неделей поисков в архивах. Остается мечтать, что когда-нибудь (в этой жизни, разумеется) можно будет сделать заказ по Интернету, оплатить его и получить требуемую информацию. Мечтать, как говорится, не вредно. Хотя у всякого порядочного детектива должен быть напарник. Почему бы этому напарнику не жить в Питере? Мне кажется, что много читателей журнала живут в северной столице и не откажутся, при случае, просмотреть материалы Кабинета по наградам в виде часов в нужный нам период.

А пока же у нас нет даже версий, кому могли бы принадлежать эти часы. Придется закрывать наше расследование. А что там и зачем было у нас написано про камзол? Ах да, совсем забыл важную улику! Дело в том, что один из современных обладателей часов, человек по натуре любознательный и дотошный, решил порыться в самой коробке для часов, и нашел таки чрезвычайно интересную записку. Она перед вами. Каждый читатель может попытаться перевести и понять значение текста.

Мне в переводе помог настоящий немец. Он сказал, что текст написан на старонемецком языке и дал построчный перевод.

Это перевод текста, написанного чернилами:

Zeile1: Geschenk S.M. ( "S.M." --> seiner Majestät ?, foermliche Anrede eines Koenigs/Zaren, подарок Его Величества)
Zeile2: des Kaisers von ( Кайзер, царь)
Zeile3: Russland. Am 3.
Zeile4: April 1888 durch
Zeile5: den Hofmarschall (Hofmarschall ist ein Militaertitel, Гофмаршал)
Zeile6: Fuerst Obulensky (Fuerst ist ein Adelstitel, Князь)
Zeile7: in Petersburg
Zeile8: 23. Maerz bis 3.April
Zeile9: 1888

Als Satz: " Geschenk seiner Majestaet des Kaisers von Russland. Am 3. April 1888 durch den Hofmarshall Fuerst Obulensky in Petersburg. 23. Maerz bis 3.April 1888"

По-русски этот текст может звучать так: Подарок ЕИВ Императора России. Передан 3 апреля 1888 гофмаршалу князю Оболенскому (или передан через князя Оболенского, прим. автора) в Петербурге. 23 марта до 3 апреля 1888.

На обратной стороне записки, карандашом написано:
Zeile1: Uhr und Halter (Anmerkung Markus: Halter, kann auch bedeuten Staender, damit die Uhr steht oder Armband? Halter kann aber auch die Dose seine in der die Uhr war, Часы и коробка)
Zeile2: Kosten 75 Rubel (стоимость 75 рублей)
Zeile3: gleich 123,75
Zeile4: (Rubel 1,65) ( Wechselkurs, 1 Rubel = 1,65 Mark, ---> 75 Rubel x 1,65 = 123,75 Mark, курс марки к рублю)
Zeile5: der Uhrmacher (Часовщик)
Zeile6: gruesst Paul Buhre ( с поклоном, приветом, в современном языке пишется grüßt )
Zeile7: Newsky Prospekt
Zeile8: No 23

Als Satz: " Uhr und Halter kosten 75 Rubel, gleich 123,75 (Rubel 1,65). Der Uhrmacher grüßt Paul Buhre, Newski Prospekt No 23"

По-русски этот текст я перевел следующим образом: Часы и коробка стоят 75 рублей, что равно 123,75 маркам (курс 1,65). С поклоном часовой мастер Павел Буре, Невский проспект №23.

Исследовав клочок бумажки, и изучив перевод, у настоящего детектива возникнут вопросы. Давайте и мы себе поставим вопросы, на которые необходимо получить точные ответы.
1) Настоящая ли это записка?
2) Что означают даты 23 марта - 3 апреля 1888 г.?
3) Кто ее написал и почему она написана по-немецки?
4) Почему часы передали князю Оболенскому?
5) Кому эти часы, в конце концов, были вручены?

Согласно все той же таблице из книги Вилкова А.И., с 1888 года выпускались часы с номерами от 9000 до 12000. Выходит, что не могли часы с номером 3844 быть выданы в 1888 году? А может, таблица не совсем точна или часы действительно были сделаны до 1888 года, но выданы позднее? В коллекции есть часы «за отличную стрельбу» с винтовками и портретом Александра III под номером 16866 и наградной надписью от 24 июня 1891 года. Надпись не вызывает никаких сомнений. Согласно таблице в 1891 году были выпущены часы, с номерами от 18000 до 21000. А часы с номером 16866 были выпущены в 1890 г.

Мне кажется, что все-таки, прав Вилков А.И. показывая в таблице примерное соотношение номеров часов и дат выпуска. А вот выдача таких часов могла производиться и через год-два-три после их производства. Надо учесть, что от момента выпуска корпуса часов до момента выдачи готовых, надо было еще произвести механизмы, собрать, протестировать ход часов, перевести через границы, провести таможенное оформление, положить на склад готовой продукции. К чему эти все отступления? Пытаемся ответить на вопрос: могли ли часы № 3844, корпус которых выпущен примерно в середине 80-х годов 19 века, быть выданы в 1888 году? Ответ скорее утвердительный. Более того, эти часы могли быть выданы и позднее, например, в 1889 или 1890 годах. Просто не было подходящего случая в 1888 году, и они могли пылиться в загашниках Кабинета ЕИВ. В нашей записке точно указана только дата передачи часов от торгового дома «Павел Буре» царским помощникам.

Что позволяет нам верить в то, что записка настоящая. Во-первых, старонемецкий язык и стиль записки дают некоторую надежду на то, что это не подделка – так сейчас вряд ли кто напишет. Во-вторых, указан курс рубля к марке. В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона в разделе кредитные билеты имеется следующая информация: «Крайнее падение нашего курса кредитного рубля за все прошлое время приходится на июль 1887 г… Берлинский курс доходил до 164 марок за 100 руб.; в конце 1887 г. он поднялся до 175,1 мар.». Вполне похоже, что в апреле 1888 года курс мог быть 1,65 марки за 1 рубль. А помните, мы считали, что в среднем за одни часы было заплачено 79 рублей. И здесь цена указана 75 рублей. В-третьих, годы выпуска часов с № 3844 соответствуют периоду написания записки.

Пока неясно, что означает надпись в конце записки: 23 марта до 3 апреля 1888 г. Может, есть идеи, версии?

Весьма важный вопрос об авторе записки. Хочется предположить, что писал записку Павел Павлович Буре, о чем свидетельствует оборотная сторона записки, написанная карандашом. С другой стороны, а почему она написана по-немецки? Не сомневаюсь, что Павел Павлович хорошо говорил на немецком языке, возможно, и не только на немецком. В тоже время он был русским и, логичнее было писать по-русски. Но, надежда умирает последней, и она, в конечном счете, умерла, так как в нынешнем Торговом доме «Павел Буре» не подтвердили, что это почерк Павла Павловича Буре.

А никто и не обещал, что будет легко вести расследование. Возможно, записку писал швейцарец Жан - Жорж Пфунд, который в 1888 году приобрел фирму «Павел Буре» у Павла Павловича Буре. А подпись просто означает название компании и адрес ее нахождения. Официальные языки Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. Наиболее распространен немецкий язык: его местным диалектом – алеманнским (швицердюч) – пользуются 73% швейцарских граждан и 64% населения страны.

В записке еще упомянут князь Оболенский. Хотя написано Obulensky. Тоже вопрос, почему так написана фамилия князя Оболенского? Возможно, имелся ввиду другой князь и гофмаршал Обуленский? Давайте пороемся в исторической литературе и попробуем найти о нем информацию. Вот что удалось найти: Оболенский-Нелединский-Мелецкий Владимир Сергеевич (31.03.1847- 07.11.1891), князь, Свиты Е.И.В. генерал-майор (с 1891), гофмаршал (с1882). Из древнего княжеского рода Оболенских. Старший сын действительного статского советника шталмейстера кн. Сергея Александровича Оболенского (1819-1882) от брака с Натальей Владимировной Мезенцевой (1820-1895), правнучкой генералиссимуса А.В. Суворова. В 1868 г. после окончания Московского университета поступил в Кавалергардский полк. В 1874 назначен адъютантом к наследнику престола великому князю Александру Александровичу (будущему Александру III) и с тех пор сопровождал его во всех поездках и путешествиях. 2 марта 1881 года, на следующий день после коронации Александра III, он был назначен флигель-адъютантом к Е.И.В., а с апреля 1882 – гофмаршалом Высочайшего Двора. Исполнял Оболенский эту должность до своей внезапной смерти в 1891 году. В результате небольшого расследования выяснили, что действительно князь Оболенский В.С. был гофмаршалом при Дворе Александра III. Поэтому, мне думается, что написана фамилия Obulensky так, как воспринимал ее на слух, писавший записку иностранец.

Придется узнать кто такой гофмаршал, за что он отвечал и почему часы для царя были переданы через Оболенского. В упомянутом мною Обзоре есть целый большой раздел, посвященный Гофмаршальской части. В частности там написано: «Главнейшие функции Гофмаршальской части состояли в довольствии Высочайшего Двора, устройстве балов и празднеств, подготовлениях к Высочайшим вояжам и в службе во время самих вояжей, а также в приеме иностранных владетельных особ» (Обзор деятельности министерства Императорского Двора и уделов за время царствования в бозе почившего Государя Императора Александра III (1881-1894 г.г.), стр. 125). Возглавлял этот участок работы гофмаршал. Но почему часы передали ему, ведь за приобретение, хранение и расходование всемилостивейше жалуемых вещей отвечал Кабинет Е.И.В.? Единственным объяснением может служить то, что Гофмаршальская часть отвечала за подготовку путешествий царя, в ходе которых вручались различные подарки. Может быть гофмаршал, как руководитель этого ведомства, имел право закупать подарки помимо Кабинета Е.И.В. для обеспечения таких поездок?

На стр. 196 и 197 Обзора перечисляются путешествия Александра III и членов его семьи, осуществленные в 1880 г. С 21 июня по 1 июля – морская прогулка в финляндские шхеры; с 13 по 23 августа – в Гмюнден; с 14 по 22 августа – поездка в село Ильинское; с 24 августа по 21 октября – пребывание в Крыму и путешествие по России. Безусловно, что подготовка к поездкам начиналась за несколько месяцев и, вполне вероятно, Гофмаршальская часть отвечала и за подарки, которые брались в вояжи. Поэтому одной из вероятных версий может быть та, что часы были закуплены Гофмаршальской частью для вручения во время ближайшего путешествия царской семьи. Надо отметить, что в обзоре указаны только дальние поездки, но также были и местные выезды, например, в Царское Село.

Но это всего лишь мое предположение, почему часы были закуплены не через Кабинет, а через гофмаршала Оболенского. Интересно услышать мнения других собирателей антиквариата. Уверен, что в РГИА в Петербурге можно найти информацию о деятельности Гофмаршальской части министерства Императорского Двора.

Итак, у нас появился точный период - апрель 1888 года, когда часы переданы в министерство двора и, если предположить, что в этом же году их и выдали, то круг поисков значительно сузился.

В материалах Военно-походной канцелярии императорской главной квартиры Российского государственного военно-исторического архива за 1888 год найдены упоминания о награждениях российских и иностранных подданных орденами Российской империи. Но, если внимательно прочитать материалы фонда 970, опись 3 за 1888 год, то на странице 59 найден любопытный документ. В этом документе расписаны подарки, выданные в июле 1888 года «Людям Свиты Императора Германского». Есть упоминания о выдаче табакерки за 970 рублей, перевязи за 362 рублей, перстней, запонок и булавок. А также были выданы двое часов по 75 рублей: генерал-адъютанту Виттиху и барону Секендорфу. Стоимость часов совпадает с ценой наших часов, указанных в записке. Осталось выдвинуть версию и убедить себя, что эти часы были выданы, конечно же, генерал-адъютанту.

В Интернете на немецком сайте нашлась информация о Виттихе.

Адольф Ганс Генрих фон Виттих, родился 28.08.1836 года в местечке Шенланке, округ Шарникау, земля Позен, умер 23.02.1906 в местечке Вюрцбург, района Унтерфранкен, Бавария; воспитывался в кадетском корпусе. В 1888 году Адольф Виттих был назначен генерал- адъютантом Кайзера Вильгельма-Второго и главой его Кабинета. С 1892 по 1904 г. – командующий 11 армейским корпусом в Касселе (в звании генерал-лейтенанта). В 1904 году ему было присвоено звание генерал-полковник, и в ранге фельдмаршала был отправлен в отставку. Свои последние 2 года 1904-1906 он являлся пожизненным членом Прусского Двора.

Следствие закончено, забудьте? Нет, конечно. Это может быть только одной из версий.

Что же, в конце концов, мы имеем, какие версии? Ответ на самый интересный и главный вопрос о принадлежности часов нами так и не получен. С другой стороны, у нас есть интересный сюжет с найденной запиской и не исчерпаны все возможности получения информации. К тому же, я ведь обещал, что каждый читатель сможет себя почувствовать детективом, расследующим эпизод 120-летней давности. Особенно это касается жителей Санкт-Петербурга, которым проще посещать РГИА.

Часы могли быть вручены после апреля 1888 года во время одного из путешествий царской семьи. Возможно, в материалах камерального отделения Кабинета ЕИВ или Гофмаршальской части Министерства императорского двора остались упоминания об оплате, получении, выдачи подарочных часов в интересуемый нами период. Отсутствие в документах ссылок на номера выданных часов, еще больше распалит наше воображение кому они могли быть вручены.

В дальнейшем, на страницах журнала можно было бы написать продолжение этой детективной истории.