Необычной аурой и шармом обладают монастыри, расположенные в глубинке, поодаль от крупных административных центров и назойливого любопытства случайных зевак. Очевидно, во многом это было связано с тем, что большинство мест, где основывались обители, выбиралось их создателями в красивейших природно-ландшафтных местах (чтобы монастырский комплекс довлел над всем, что расположено в округе) и с таким расчетом, чтобы попасть туда могли только те, кому туда действительно нужно, кто проникся желанием оказаться там и приложил для этого определенные усилия…
При повороте с Волоколамского шоссе (у деревни Гряды) на автодорогу Р107 (Клин-Волоколамск) за селом Теряево (в 16 километрах к северо-востоку от г. Волоколамска) неожиданно из-за деревьев встает сказочный «Китеж-град» с высокими шатрами куполов, отражающимися как в зеркале в спокойных водах пруда.
И зовут это чудо – Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный монастырь.
Обитель была основана 1 июня 1479 года преподобным Иосифом Волоцким (Саниным), образованнейшим человеком своего времени, богословом, духовным писателем и публицистом ревнителем православия, выдающимся церковным и общественным деятелем конца XV - начала XVI веков.
В отличие от многих других российских монастырей, собиравшихся вокруг уединенной келии основателя, Успенская обитель создавалась сразу как общежительный монастырь, в котором усердная молитва, сопровождалась обязательным трудом братии на самых различных, подчас физически тяжелых послушаниях.
Еще при жизни Иосифа монастырь превращается в крепость на северных подступах к столице, играет важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей, и надолго становится одним из главных духовных и культурных центров Московского государства:
– он являлся узилищем (местом заключения, тюрьмой) для опальных деятелей российского государства: в разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др.;
– нет на Руси второго такого монастыря, возрастившего за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны, митрополит Московский Даниил, прославленные в лике святых Первосвятители Казанские Герман и Гурий;
– до 1762 года монастырь являлся одним из крупнейших землевладельцев Московского государства: ему принадлежали многие села, деревни и пустоши (порядка 25 000 десятин земли);
– являлся одним из центров благотворительности и милосердия, подавляющую часть средств, получаемых и зарабатываемых обителью, монастырь тратил на нужды простых бедствующих людей. В голодные времена при монастыре ежедневно питалось до 700 человек, дети и старики находили нём и в его скиту (с больничным корпусом) приют. Тут же на кладбище хоронили странников и неимущих, служа по ним бесплатные панихиды;
– монастырь находился в гуще церковных событий той эпохи, в числе которых была дискуссия между последователями двух течений в русском православии («иосифлян» и «нестяжателей», являясь форпостом первых);
– немалую роль он сыграл в преодолении Смутного времени и отражении польской интервенции. Пушки, нынче размещенные у стен Богоявленской церкви с трапезной палатой, являются немыми свидетелями тех далеких и трагических событий;
– в обители была создана коллекция ценнейших икон (в том числе кисти Андрея Рублёва и Дионисия), собрана крупнейшая монастырская библиотека. Здесь же написан прп. Иосифом первый свод русского православного богословия «Просветитель», а также по его приглашению творили свои произведения многие духовные отцы. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований учёных. Историк В.И.Ключевский в своё время писал: «Ни один русский монастырь не обнаружил литературного возбуждения, равного тому, какое находим в обители Иосифа».
В XVIII веке, с введением политики ограничения монастырских вотчин, монастырь превратился в обитель второго класса со штатом в 17 монахов (кстати, и нынче в обители насчитывается пока только 18 послушников), и активная жизнь в нём стала замирать.
После революции, с 1920 года монастырь был закрыт (монахов изгнали с территории обители в 1922 году) и преобразован в краеведческий музей, а с 1922 по 1981 год (с перерывом – на начальные годы Великой Отечественной войны) – на его территории располагался детский дом.
Интересным фактом является то, что у монастырских стен и прилегающих к ним лугам, в 1966 году, в ходе экранизации С.Бондарчуком «Войны и мира» (Л.Н.Толстого), были построены бутафорские (из фанеры) московские кварталы, которые, по сценарию, на глазах Пьера Безухова были уничтожены огнём… При этом постройки самой обители не пострадали…
И только в 1989 году сооружения монастыря были переданы Русской Православной Церкви, где вновь возродилась монастырская жизнь, а первым игуменом воссозданной обители стал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (1989-2003). Под его непосредственным руководством были организованы работы по восстановлению архитектурного ансамбля монастыря и возрождению в нём духовной жизни. Эти работы продолжаются и до настоящего времени: трудами насельников монастыря, паломников, благотворителей восстанавливаются и украшаются храмы, развивается подсобное хозяйство.
При этом обитель проводит активную миссионерскую деятельность:
● при монастыре создан и действует музей Библии;
● работает (с 2009 года) видеостудия «Павлинье око», которая производит сюжеты о современной жизни обители;
● монастырь сотрудничает с московским Братством православных следопытов, а с 2011 года при нём создано его отделение – небольшой отряд во имя преподобного Иосифа Волоцкого;
● у выхода из монастыря находится большой церковный магазин, в котором представлен очень разнообразный ассортимент книг, икон и монастырских сувениров;
● для организации экскурсий по монастырю и его «вотчинам», в обители имеется собственная Паломническая служба.
А «вотчин» у монастыря не такие уж и мало:
● подворье в с. Язвище (Свято-Троицкий храм);
● Всехсвятский скит (в лесу вблизи монастыря), где жил преподобный Иосиф во время строительства обители;
● церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и святой источник (неподалёку, в селе Спирово), на месте устроенного когда-то прп. Иосифом Божедомного богорадного монастыря.
С 1999 года обитель получила статус ставропигиального монастыря и, соответственно, его священноархимандритом является Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
Тех, кто впервые приезжает в монастырь, удивляет сосуществование на территории монастыря двух общин – мужской и женской. Сложилась такая ситуация еще в самом начале, сразу после возвращения монастыря Церкви, когда открытых, действующих монастырей было очень немного. Митрополит Питирим рассчитывал «отселить» женскую общину во Всехсвятский скит, но отдавать его монастырю пока не очень-то торопятся... Так и живет Иосифо-Волоцкий монастырь, напоминая о древних временах, когда смешанные обители никого не смущали и были едва ли не самой распространенной формой иноческого жития.
Архитектурный ансамбль монастыря, сформировавшийся к концу XVIII века, является шедевром русского зодческого гения, не имеющим аналогов в России. Система из трёх прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремлёнными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.
Эти рукотворные пруды – предмет особой заботы братии монастыря, к тому же они находятся под охраной государства, а некоторые виды гнездящихся здесь птиц занесены в Красную книгу.
Первое, что бросается в глаза, когда подъезжаешь к обители (а чтоб насладиться её видом во всей красе, лучше это сделать, подъехав к ней со стороны дамбы, которая разделяет между собой монастырские пруду) – это её стены и башни…
Выросли они вокруг монастыря в 1543-66 годах. В Смутное время стены и башни монастыря понесли значительный ущерб, поэтому в 1645-1686 годах под руководством подмастерьев Приказа каменных дел Ивана Неверова и Трофима Игнатьева они были восстановлены, а фактически построены заново.
Поскольку к этому времени необходимости в грозных оборонительных сооружениях посреди российского государства уже не было, поэтому новые стены и башни монастыря имеют подчеркнуто декоративный облик. При этом в них присутствовали все необходимые «боевые элементы»: стены и башни обители имели несколько ярусов боя, ходы, бойницы простые и навесные – словом, все, что полагалось по правилам тогдашнего «крепостного искусства». Это было достигнуто благодаря использованию при строительстве резного белого камня, фигурного кирпича и особенно поливных изразцов, которые украшают и главный собор, и Святые врата, и все семь (непохожих друг на друга!) башен обители:
● Петровская (южная) – в отличие от остальных башен (кроме Никольской) сохранила тесовое покрытие, которое, очевидно, соответствует их первоначальному варианту. Большую роль в оформлении Петровской башни играют аркатурные пояса;
● Старицкая (юго-западная) – построена в 1681 году. Её каменный шатер ниже, чем у других башен ограды, поэтому она кажется более приземистой. В противоположность многоярусной Северной башне – она столпная и подчёркнуто массивная. Из-за обилия граней основание башни кажется почти цилиндрическим. Необычайно красиво волнообразное завершение башни, в котором особо следует отметить пояса из изразцов;
● Германова (западная) – располагается в середине западной стены монастыря над западными въездными воротами. Она имеет статическую квадратную форму плана, что было вызвано наличием в ней проездных ворот. Башня имеет три основных яруса и один дополнительный, окружённый открытым гульбищем и имеющий сложное сомкнутое перекрытие. Помещение этого этажа было тюремным. Венчает башню восьмигранный шатёр;
● Кузнечная (северная) выстроена на самом опасном участке, поэтому имеет самую большую высоту – до верха флюгера 44,41 м, толщина стен в сажень – 248 см. От других граненых башен монастыря она отличается ярусной конструкцией. Помимо основного нижнего яруса и высокого каменного шатра, башня имеет еще два небольших промежуточных яруса. У неё наиболее богатый силуэт и насыщенная декоративная обработка. С этого угла начинается постепенное убывание высоты, сложности силуэта и убранства башен;
● Никольская (северо-западная, угловая), которую также называют Безымянной, по праву считается самой красивой башней. Она неразрывно связана со всем оборонительным поясом, и в то же время это самостоятельное сооружение, обладающее собственной яркой архитектурной выразительностью. Это последняя по времени строительства, башня, из семи ныне существующих. Её нарядный облик далёк от суровости крепостных построек более раннего времени. Тяжёлый цилиндр башни имеет три боевых яруса (для подошвенного, среднего и верхнего боя), выше идёт десятигранник, затем восьмерик, а завершается башня восьмигранным кирпичным шатром со слухами. Кирпичные белёные стены башни украшены разнообразным декором. Имеет (на текущий момент) завершение в виде тесового шатра;
● Часовая (восточная) – находится напротив Успенского собора. Это первая по времени строительства башня новой ограды Небольшая восьмигранная башня завершается высоким каменным шатром, заменившем тесовое покрытие в конце XVIII века;
● Воскресенская (юго-восточная) является угловой башней и гораздо выше, массивнее Никольской. Многогранная в плане башня по размерам и форме похожа на Петровскую башню, расположенную по другую сторону ворот, однако декоративная обработка всех монастырских башен имеет свою индивидуальность. В основе её убранства лежат немногочисленные декоративные элементы, что и на других башнях, но составленные в более сложные орнаментальные композиции, в основе которых – изразцы с профильным изображением птицы с повёрнутой головой, помещённым в орнаментальную рамку, состоящую из растительных мотивов. Башня завершена высоким каменным шатром, сооруженным в конце XVIII века.
Наличие с восточной и северо-восточной стороны монастыря прудов определило композицию плана и силуэта его стен, а размещение их в непосредственной близости от воды, сделает их более монументальными и неприступными. Высота стен везде одинакова, однако композиционные особенности достигаются различной высотой и своеобразием архитектуры башен. Силуэт монастыря прекрасно выделяется на фоне контрастного природного окружения и выглядит необычайно живописно.
Перед главным входом (Святыми вратами) монастыря гостей и паломников встречает памятник прп. Иосифу – бронзовая скульптура в полный рост (трехметровой высоты на двухметровом каменном постаменте) основателя обители, сооруженная в 2009 году скульптором С.М.Исаковым.
Здесь же рядом у монастырских стен расположена братская могила защитникам Родины, сложившим свои головы на подступах к Москве, в боях, проходивших на данном направлении, что совсем недалеко от известного разъезда Дубосеково...
Вход в монастырь осуществляется через Святые врата с небольшой пятиглавой надвратной церковью Петра и Павла (Петропавловской церковью), построенной в 1670-1679 года (зодчий Трофим Игнатьев).
Ворота имеют два проёма: широкий для проезда и узкий для входа в обитель.
Строгая симметрия, ясность основных членений Петропавловского храма сочетается в нём с обилием и разнообразием декора. Изящные барабаны глав, украшенные аркадами с бусинами на колонках, возвышаются над рядами кокошников и поясом изразцов в нишах под ними.
Надвратная церковь служила последним пристанищем настоятелям обители – от кончины их до погребения – и местом пострига братии.
Внутренний архитектурный ансамбль обители включает в себя:
● Успенский собор – главный храм монастыря. Он возводился трижды: первая церковь Успения, деревянная одноглавая, была заложена прп. Иосифом 6 июня 1479 года; в 1484-1486 году уже возводится пятиглавый белокаменный собор, с деревянными крестами; в 1688 году обветшавший собор был разобран, а на его месте возведён новый, гораздо более высокий и величественный, который сохранился до настоящего времени.
Храм четырёхстолпный пятиглавый, на высоком белокаменном подклете, возвышается цельным монолитом. С трёх сторон его окружает аркада на массивных столпах с папертью. Собор украшен карнизами, полуколоннами, изразцами (типа «павлинье око» работы знаменитого мастера Степана Полубеса), рельефно выделенными тимпанами. Все эти украшения свойственны русской архитектуре второй половины XVII века, но их сочетание делает неповторимым общий силуэт храма, который отличает изысканная простота и продуманность пропорций, строгая симметрия. На стенах храма помещены многоцветные изразцовые пояса в соответствии с его основными пропорциональными членениями. Высокие двухярусные галереи собора так же украшены многоцветными клеймами, каждое из которых сложено из четырёх изразцов. Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, а поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в «италианской» манере.
В обширном подклете Успенского собора находилась усыпальница, где были погребены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпальницы устроен храм во имя прп. Иосифа Волоцкого, главный престол которого освящён в честь преподобного, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.
● Богоявленская церковь с трапезной палатой являются самыми древними сооружениями из сохранившихся зданий монастыря – построены в 1504 году прп. Иосифом.
Трапеза весьма обширна, её уникальность в том, что она была построена подобно Грановитой палате Московского Кремля – свод её опирается на один срединный столп. В течение последующего времени (до середины XIX века) сооружение совершенствовалось и перестраивалось. В законченном виде трапезная приобрела размеры 20x22 метра. В 1820-е годы дополнительно устраивается каменная паперть при теплой церкви, с жилыми помещениями внизу. Во всём нижнем этаже (подклете) помещается братская трапеза, хлебня и кухня, а в 1853 году эта паперть была надстроена на всю высоту западного фасада трапезной палаты, и в нее перевели монастырскую ризницу.
При церкви Богоявления был устроен придел во имя великомученицы Варвары (1780), а в 1806 году придел перенесён на другую сторону и переименован в честь прп. Сергия Радонежского.
В 1682 году вместо одной главы возводится эффектное, богато декорированное пятиглавие с кокошниками по подобию отстроенной надвратной церкви.
● жилые и хозяйственные постройки:
– новый настоятельский корпус, построенный в 1786-87 годах (слева от Святых врат) в стиле классицизма на месте предыдущего сооружения XVII века. Впоследствии, уже в XIX столетии, на первом этаже этого двухэтажного здания располагалось Волоколамское духовное правление;
– нынешний казначейский корпус (справа от Святых врат), построенный в конце XIX века (вплотную к крепостной стене рядом с главным входом в монастырь) на месте старых казначейских келий XVII века. Двухэтажное сооружение, на мой взгляд, не обладает ярко выраженными стилистическими особенностями;
– малый певческий корпус – одноэтажное здание, сооруженное в 1808 году на месте более ранней постройки. В пластической обработке фасадов здания присутствуют элементы раннего классицизма;
– «певческий корпус», или как его еще называют, «старый братский корпус» – скромной архитектуры здание (1865), расположенное неподалеку от казначейского корпуса. Здание корпуса является типичной для своего времени жилой монастырской постройкой;
– «новый» трехэтажный братский корпус с трапезной палатой (1915), в отделке фасадов которого использовались элементы московского барокко, что было вызвано желанием придать зданию стилистическое сходство с основными сооружениями монастыря. Помещение трапезной (что в настоящее время предназначена для паломников обители), расположенное на первом этаже, расписано по рисункам и эскизам архитектора И.С. Кузнецова. В данном корпусе, как и ранее, проживают послушники монастыря, а с 1922 года до передачи сооружений РПЦ (МП) – размещалась средняя школа;
– медовый амбар – одно из немногих, дошедших до нашего времени, некультовых деревянных строений в архитектурных ансамблях российских монастырей начала XX века. В декоративной обработке здания, в частности, в оформлении окон, ощущаются черты модерна. Главный фасад украшает крыльцо с треугольным фронтоном;
– старый келарский корпус – одноэтажный кирпичный корпус, построенный в 1808 году (в 1915 – перестроен, путем расширения). Является скромным, стилистически нейтральным зданием, не блещущим богатством декоративного убранства (его можно увидеть на фотографии Старицкой башни);
– различные хозяйственные пристройки:
баня – одноэтажный приземистый корпус построен на рубеже XIX и XX веков в северо-западном углу монастыря. Ничем особо не привлекающее внимание здание теперь к тому же скрыто от взоров посетителей двумя стеклянными теплицами;
двухэтажный хозяйственный корпус (у Германовой башни) появился в 1990-х годах. На первом этаже корпуса находятся мастерские. Фасад здания выполнен в стиле, повторяющем мотивы нижнего яруса Германовой башни.
В северной части монастыря разбит монастырский сад с огородами,
где (вдоль стены, между Германовой и Кузнечной башнями) имеются стеклянные (зимние) теплицы, обеспечивающие (круглогодично) свежей зеленью насельников монастыря.
Для приезжающих паломников к юго-западу от монастыря в 1865 году была построена двухэтажная каменная гостиница.
А для тех путников и паломников, кто устал при посещении обители, или хочет просто посидеть подумать о чём-то своем, полюбоваться монастырскими храмами под звон колоколов, – вблизи от Богоявленской церковью сооружена изящная деревянная беседка.
На территории монастыря имеется свой некрополь, в котором почти с самого момента его основания хоронили не только скончавшихся иноков, но также вкладчиков обители и членов их семейств. Представители многих знатных фамилий нашли в стенах Волоцкой обители свой последний приют: прп. Иосиф; князья Иоанн и Феодор Борисовичи Волоцкие; митрополит Даниил, сосланный сюда Иоанном Грозным; архиепископ Новгородский Феодосий; глава опричников Малюта Скуратов (Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский); Наталья Ивановна Гончарова (тёща поэта А. С. Пушкина) и другие.
В советскую эпоху некрополь обители был разграблен. Уцелели лишь отдельные памятники и их фрагменты, вывороченные со своих мест.
В память обо всех усопших, чьи могилы были затеряны в это время, у Успенского собора недавно установлен памятный крест…
Здесь же на месте старого погоста установлен памятный крест в честь первого настоятеля воссозданного монастыря митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, ушедшего в мир иной в 2003 году...
Говоря об архитектуре монастыря, нельзя не сказать еще об одном его сооружении, которого, к сожалению, уже нет в помине, но которое долгие годы и века являлось «визитной карточкой» обители… Это о монастырской колокольне.
Восьмигранная столпообразная каменная колокольня (с шатровым куполом) строилась в течение XVI-XVII веков возле северо-западного угла Успенского собора. Первоначально она была трехъярусной, а в окончательном виде имела десять (!) ярусов и 76 м высоты. По соотношению высоты и диаметра основания (10:1) колокольня монастыря не знала себе подобных.
В третьем ярусе колокольни был устроен храм в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, на верхнем ярусе под колоколами стояли часы с курантами. Вход в колокольню был устроен в стене в два оборота: первый начинался на юго-западной грани, другой – из церкви на северо-западной грани. В начале XIX века возник уклон колокольни от отвесной линии, достигший к 1848 году двух аршинов, но после проведения укрепительных работ, её насадки больше не наблюдалось.
В начале Великой Отечественной войны (19 ноября 1941 г.), колокольня была взорвана отступавшими советскими войсками, поскольку она служила слишком хорошим ориентиром для немецкой авиации, а в случае взятия монастыря становилась и слишком хорошим наблюдательным пунктом. Первоначально планировалось разрушить в ней только лестничные проёмы, но, как это бывает, в спешке отступления не рассчитали количество тола… В результате колокольни не стало, а восстановить столь сложное архитектурное сооружение проблематично даже и в наше время…
Сейчас рядом с Успенским собором можно обозревать только лишь остатки нижнего яруса колокольни, над которыми сооружена сень с крестом, как память об этой жемчужине обители.
А при входе в монастырь, невдалеке от Святых врат (напротив настоятельского корпуса) нынче сооружена небольшая звонница, извещающая насельников и паломников монастыря о приближающихся церковных мероприятиях и быстротечности мирского времени. По благословению настоятеля монастыря не возбраняется и паломникам (посетителям) обители ударить в гулкий колокол, чтобы Всевышний, может быть, быстрее услышал их глас души…
***
Покидая монастырь и выезжая на трассу Клин-Волоколамск (Р107), напоследок взору предстает яркий и запоминающийся образ Иосифо-Волоцкого монастыря, а вслед еще долго слышатся отзвуки колоколов древней обители…
Игорь, да тебе пора уже делать вэб или печатный альманах по православным монастырям! Можно и денег заработать, и верующим паломникам елей на душу плеснуть.
Юра, не ставил перед собой такой цели, кроме единственной – донести до выпускников нашего Училища мысли об увиденном: может быть кого-то это заинтересует, а если представится возможность и сами посетят эти места…
Посещая старые обители (даже не совсем благоустроенные), от этого получаешь не только эстетическое наслаждение, но и воочию соприкасаясь с Историей (не только Религии, но и Государства – поскольку они изначально были очень тесно переплетены между собой) как бы невольно очищаешься от штампов нынешней пропаганды и процветающего (во всяком случае, у нас здесь) нигилизма, дистанцируешься от среды «иванов, не помнящих родства»… А ведь нам есть, чем гордится в своем общем Прошлом! Что удивительно, ни одного, из посещенных мною монастырей, нет похожих друг на друга и у каждого есть своя изюминка… Да и чтобы посещать их не обязательно быть паломником (глубоко верующим человеком) – это я на своем опыте могу сказать.
Достойное продолжение такой познавательной и ласкающей глаз серии монастырских странствий. Казалось бы далекие места и куда более давние времена и события. Но всегда и что то почти родственное сыщется. Беглое упоминание Малюты Скуратова и уже иначе смотришь на места где упокоился павший 1-го января 1573 года при взятии замка Виттенштейн (ныне эстонский Пайде) цепной пес Ивана Грозного. Вот как пишет об этом Карамзин : ” Иоанн изьявил не жалость, но гнев и злобу: послав с богатою вкладою тело Малюты в монастырь Св. Иосифа Волоцкого, где лежали отец, мать и сын его, он сжег на костре всех пленников, Шведов и Немцев: жертвоприношение достойное мертвеца, который жил душегубством!” Дивишься и терпимости с которой на монастырской земле находит свое последнее пристанище это чудовище изведшее народу без числа и лично удавившее митрополита Филиппа. О времена, о нравы !
Да, Алексей Леонидович, помимо того, что царь дал прямое указание похоронить его именно здесь, вместе с этим приказанием он внёс в обитель вклад в 150 рублей – сумму более чем значительную, по тем временам…
Малюта Скуратов, несомненно, был большим злодеем (хотя в те времена жизнь человеческая совсем ничего не стоила…), но как это часто бывает, даже и у злыдней оставались какие-то положительные человеческие качества, добрые поступки…
В 1572 году в обитель поступила икона, ставшая почти на триста пятьдесят лет одной из главных ее святынь – Владимирско-Волоколамская икона Божией Матери, которую направил туда Малюта Скуратов незадолго до смерти со слезами покаяния… И уже в первый день своего пребывания в монастыре она прославилась чудотворением… Более того, Малюта дал «обет свой положи Пречистей Богородице воздвигнути церков камену на Святых вратех во имя Сретения иконы Пречистыя Богородицы Владимеръскыя» и только смерть не позволила ему это сделать…
Историки, к сожалению, не всегда нам объективно преподносили Историю (по личным симпатиям-антипаниям, из-за отсутствия полных данных или по идеологическим соображениям) и зачастую злодеи «превращались» в злыдней, ничего не имеющих человеческое, или наоборот…
Нисколько не обеляю этого исторического персонажа, но, как говорят исторические свидетельства, так было…