Завершая прогулки по монастырям, расположенным в непосредственной близости к Бородинскому полю и, так или иначе, связанных с этим сражением, нельзя не сказать и тем более не побывать в Можайском Лужецком Рождества Богородицы Ферапонтовом мужском монастыре . Тем более что эта обитель является самой древней из имеющихся здесь (Свято-Успенской Колоцкой и Спасо-Бородинской) – в 2008 году она отпраздновала свое 600-летие.
Посещая обители, у меня сложилось впечатление, что на территории Российской империи существовало не так уж и много мест, на которых монастыри располагались столь плотно друг от друга (не считая лавр) как в данном районе Подмосковья или в окрестностях Зверинецкой горы (г. Киева), где в конце XIX века находились Выдубицкий, Ионинский, Михайловский Златоверхий и Киево-Братский Богоявленский монастыри…
Лужецкая обитель была основана св. Ферапонтом Белозёрским, учеником Сергия Радонежского по просьбе князя Андрея Можайского в одном из красивейших мест Можайщины, называемом Лужками, на живописном берегу Москвы-реки. Это произошло в 1408 году, спустя 11 лет после основания старцем Белозёрского Ферапонтова монастыря.
Своему названию – Рождества Пресвятой Богородицы – монастырь обязан совпадению религиозных предпочтений её основателей:
– Рождество Богородицы было близко душе самого св. Ферапонта, так как и Белозёрский монастырь посвящался им также Рождеству;
– данный праздник особо чтился князем Андреем (на землях княжества которого он создавался), поскольку именно в этот день в 1380 году его отец, великий князь московский Дмитрий Иванович (Донской) сражался на поле Куликовом.
Создание самого монастыря (далеко не последнего в православной иерархии), наверное, можно назвать и личным подвигом самого святого старца. Бросить в семьдесят лет уже обжитое к старости место (Белозерскую обитель) и проявляя недюжинную энергию по созданию новой обители (когда, казалось бы, человеческая активность должна уже угасать), а в последующем – без малого двадцать лет, до самой его кончины (1426), оставаться её бессменным настоятелем, найдя здесь свой земной покой – ни подвиг ли это? Что и не говори, этот пример – нечета созидательному потенциалу живших после него российско-советских «старцев-вождей»…
Не единожды обитель оставляла в скрижалях истории российского государства упоминание о себе:
● в ходе Ливонской войны (1558-1583) в 1559 году здесь в период осенней распутицы размещался царь Иван Грозный со своей свитой;
● в Смутное время (1598-1613) через монастырь и Можайск пролегал путь войска самозванца Лжедмитрия, вследствие чего здесь проходили жаркие вооруженные столкновения и временная оккупация польско-шведскими интервентами, принесшие обители значительные разрушения и опустошение, потребовавшие до конца XVII века ведение в ней строительно-восстановительных работ;
● обитель внесла свой посильный вклад и в победу российского оружия в Северной войне, передав по указанию Петра I четвертую часть всех монастырских колоколов (более 50 пудов бронзы) на создание пушек;
● после проведения секуляризации церковных владений (1764) монастырь был причислен ко II классу (17 штатных служителей + 17 человек братии) и в официальном перечне второклассных монастырей занимал почетное третье место после московского Спасо-Андроникова монастыря и Высоко-Петровского;
● в ходе Отечественной войны 1812 года:
– на пользу раненных российских воинов Лужецким монастырем до Бородинского сражения было внесено 2 000 рублей (серебряной, медной монетой и ассигнациями), за что его братии была объявлена «совершенная признательность» главнокомандующего всеми войсками М.И.Кутузова;
– в непосредственной близи от обители проходило Бородинское сражение, а в последующем – прошла разрушительная волна мародерства наполеоновской армии, вследствие которой монастырь восстанавливался потом в течение пяти лет;
- после завершения сражения монастырские монахи, возвратившись в обитель, отпевали всех погибших под Бородином воинов и предавали их останки земле, а в последующем, до основания Спасо-Бородинского монастыря, ежедневно осуществляли богослужения по павшим в боях воинам.
Отдавая дань заслугам обители, будущий император Александр II в 1837 году посетил монастырь на обратном пути из Бородина.
До революции (1917 года) жизнь в обители проходила размеренно: проводилась миссионерская и просветительская деятельность, осуществлялся сбор сведений и написание истории создания монастыря, а в 1908 году – её братией было подготовлено и проведено пышное празднование 500-летия монастыря.
После Октябрьской революции, в 1918 году основную часть монастырских помещений новая власть передала под дислокацию местной красноармейской караульной роты. За красноармейцами сюда потянулись их семьи, выгоняя монахов и переустраивая кельи под «коммуналки», а 1929 году – после долгих мытарств и различных препон деятельности функционирующей здесь церковной общины, власти официально закрыли сам монастырь. В начале 1930-х годов в обитель «вселилась» колония для малолетних преступников.
При этом организации, последовательно располагавшиеся на территории монастыря, обустроили все здания, не считаясь с их историко-художественной ценностью, под свои нужды (в следствии чего, например, была окончательно разрушена церковь прп.Феропонта).
В октябре 1941 года в районе Лужецкого монастыря проходила оборона 32 стрелковой дивизии под командованием полковника В.И.Полосухина. Данное соединение в упорных оборонительных боях в течение почти недели сдерживало рвавшегося к Москве противника и тем самым в немалой степени обеспечило перегруппировку наших войск на московском направлении. Память о тех событиях сохранилась на земле до сих пор… После захвата фашистами Можайска, на территории монастыря немцами был устроен лагерь для советских военнопленных, а после того как их отогнали от Москвы, монастырь прибрало к рукам НКВД и тоже устроило в нём «фильтрационный» лагерь…
В последующие годы на территории бывшей обители открыли производство фурнитуры (фурнитурную фабрику). На местах древних захоронений были сооружены гаражи, вырыты смотровые ямы, на костях монахов ремонтировалась техника. Потом это место превратилось в свалку: Богородице-Рождественский собор на треть был засыпан землей, а на монастырскую территорию свозился строительный мусор, опилки.
Первая попытка реставрация архитектурного комплекса монастыря была предпринята советскими властями только в 1961-1965 годах, в ходе которой сооружения бывшей обители были освобождены от позднейших пристроек. Чуть позднее комплекс был передан в ведение Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника – музейные работники пытались сохранять и восстанавливать памятники, но выделяемых на эти работы из бюджета средств было крайне мало…
И только когда обитель была передана РПЦ (1993), восстановительные работы в ней приняли более планомерный характер: территория монастыря начала обустраиваться, были отреставрированы сохранившиеся храмы, а сейчас ведутся работы по реставрации колокольни. Однако при этом, по имеющейся информации, до сих пор (уже 19 лет!!!) властями Московской области так и не решен до конца вопрос с отселением с территории монастыря проживающих там людей. Правда, нужно отдать должное, – обитель старается поддерживать с жильцами хорошие отношения, не доводя их до противостояния, как это было, например, в Китаевской пустыни.
Первоначально, при возрождении здесь монастырской жизни, обитель получила статус ставропигиального монастыря, но в 1994 году её передали в подчинение Московской епархии.
В настоящее время братия монастыря (пока очень немногочисленная) помимо ремонтно-восстановительных работ и молитвы, занята просветительской деятельностью и благотворительностью. При монастыре имеются также свои подворья – храм-памятник в честь Покрова Пресвятой Богородицы у деревни Ельни и Покровский храм в селе Новопокров.
Чтобы ощутить величие монастыря, нужно, как минимум, увидеть его сооружения, а чтобы почувствовать его ауру – необходимо побыть в обители и подышать той атмосферой, которая она пропиталась. Несмотря на то, что внешне он до сих пор ещё во многих местах обшарпан, в нём есть ощущение старины. И этим обитель, по своему, красива и загадочна…
Современный архитектурный ансамбль монастыря включает с себя:
● собор Рождества Пресвятой Богородицы (Богородицкий собор), построенный в XVI веке (ориентировочно в 1526-1526 или 1544-1547 годах) посреди широкого монастырского двора.
Согласно источникам, повествующим об основании обители, данный собор был здесь с самого начала монастыря. Его возводили по указанию и под присмотром прп. Ферапонта, и вполне вероятно, что возводили из камня. Простояв около ста лет, первый собор сгорел (во всяком случае, на это указывает толстый слой пепла, обнаруженный под фундаментом нынешнего собора) и был перестроен. Внешний облик нового (нынешнего) собора лишен каких бы то ни было излишеств – это простой пятикупольный четырехстолпный храм византийского стиля, построенный из кирпича и поднятый на высокий подклет. С восточной стороны храм имеет три полукруглые алтарные апсиды, в среднем части – устроен святой престол, а по сторонам: справа – жертвенник, слева – дьяконник со шкафами, где хранятся священные предметы. Верх церкви шатровидный – квадратом, первоначально покрытый деревянной чешуей, в дальнейшем – железом, окрашенным медянкой на масле, а нынче – ажурной позолоченной черепицей, сами главы – увенчаны золотыми крестами. Выразительность собора связана не с какими-либо особенностями декора, а с очень продуманным сочетанием форм.
Особо красиво смотрятся его ажурные купола. Я бы даже сказал, что они выражают индивидуальность всего монастыря, делая его запоминающим и непохожим на другие…
В храме нынче почивают святые мощи прп. Ферапонта Белозерского, обретенные РПЦ в начале 2000-х годов на месте разрушенной (рядом с собором) Ферапонтовой церкви.
После возведения собора в нем сразу же были созданы фрески, однако в конце XVIII столетия они были сбиты, так как не отвечали художественным вкусам той эпохи. Тогда же храм значительно изменил свой внутренний облик, в том числе был утрачен древний пол, настланный из черных керамических плиток: его засыпали строительным мусором, а сверху настелили обычную красноватую керамическую плитку. Поэтому тот кирпичный пол, что был устроен накануне революции, существует в соборе и сейчас. В самом соборе нынче разместилась небольшая церковная лавка, где можно купить, в том числе копии монастырских икон и литературу по истории обители;
● церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенская церковь) с примыкающей к ней трапезной палатой расположены прямо напротив Святых врат и являются одним из старейших каменных зданий обители (старше которого – лишь собор Рождества Богородицы) и при этом – отапливаемым.
Первоначально она была построена с шатровым завершением, но после пожара 1717 года ее подвели «под одну кровлю с трапезной», а шатер, рухнувший под действием огня, заменили простой главкой. В 1777 году в церкви устроили придел в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, который в 1855 году упразднили. В 1837 году сооружение получило последнюю серьезную «модернизацию» – к приезду в монастырь цесаревича Александра в церковь прорубили отдельный вход (раньше войти в нее можно было только через трапезную). Здесь же, до революции, хранилась монастырская ризница;
● надвратную церковь Преображения Господня со Святыми вратами, существующими, предположительно, с первой половины XVII века. Церковь эта, также как и стоящий напротив Введенский храм, была, как предполагают, выстроена шатровой, а нынешнее купольное завершение она получила, по мнению исследователей, после Отечественной войны 1812 года, когда монастырь сильно пострадал от рук захвативших его французов. Поскольку храм был холодным, то богослужения в нём проводились не очень часто.
Заходя в обитель через Святые врата, перед глазами её посетителей (паломников) открывается обзор на большую часть монастырской территории;
● 35-метровую колокольню, построенную в XVII веке (в период 1673-1692 годов). Нижняя её часть состоит из трех прямоугольных ярусов, на которые поставлен восьмигранный шатер с тремя рядами окошек, а венчает шатер – небольшая луковичная главка. По своему устройству шатер с ярусом звонов напоминает многие колокольни того времени – прежде всего ярославские. К началу XX века на звоннице имелось двенадцать колоколов, звон которых, по воспоминаниям современников, «производился очень музыкальный». Однако до настоящего времени тот колокольный ансамбль не сохранился – был «экспроприирован» властями в годы индустриализации советского государства. Нынче колокольня находится на реставрации, в том числе на средства благотворителей были отлиты и установлены новые колокола.
Под самой колокольней устроена особая погребальная часовня, где покоятся останки рода Савеловых – родственников (двух родных братьев) Святейшего Патриарха Иоакима, пожертвовавшего на устройство колокольни 100 рублей (большая по тем временам сумма);
● кельи с настоятельским и казначейским корпусами («келейный корпус») – длинное двухэтажное здание, состоящее из трех «фрагментов», возведенных в разное время: в 1681 году – построены каменные братские кельи (центральная часть нынешнего корпуса), в 1692 году – к ним добавили настоятельский корпус, в 1814 году (с другой стороны братских келий) – появился казначейский корпус. В советские годы корпус претерпел значительные переделки, а в «позднесоветское время» здесь находились (да и сейчас еще находятся) жилые квартиры;
● различные монастырские хозяйственные постройки;
● ограду с башнями, возведенные вокруг обители в XVII веке. Это не крепостные стены, а именно ограда, то есть невысокая, расчлененная лопатками стена с декоративными башнями, предназначенная не для военных целей, а для ограждения монастырской территории. До 1680 года ограда была деревянной, а затем вместо неё вокруг монастыря возвели каменную стену. Сначала стена была покрыта тесом и имела четыре круглые, как цилиндры, башни по углам:
– северно-восточную;
– северо-западную;
– юго-западную;
– юго-восточную.
В 1768 году была возведена пятая (северная) башня – квадратная, двухъярусная, четвериком на четверике, с широкими лопатками на углах,
и примерно к тому же времени относится строительство шестой (западной, как и старые, круглой) башни.
При въездных воротах (что расположены с восточной стороны обители) находятся две каменные палатки:
одна (примерно 1784 года) – для рабочих обители, другая (1803 года) – вначале предназначалась для заседаний Можайского Духовного правления (продолжавшихся до 1826 года), а после того - оставалась пустой и занималась иногда временными мастерами при производстве работ по монастырю.
Ремонт стен и башен обители осуществлялся не единожды: в 1757, 1780 годах, после войны 1812 года (в стенах насчитывалось 229 пробоин из орудий!), после Великой Отечественной войны (в 60-е годы). Кстати, ремонт монастырского ограждения не всегда производился качественно: кое-где можно и сегодня обнаружить в нём следы видимых орудийных амбразур 1812 и 1941 годов… Да и нынешнее состояние стен и башен монастыря (до которых пока еще, очевидно, не дошли руки), позволяет предположить, что данная часть обители являлась стабильно «узким звеном» её архитектурного ансамбля:
– на северо-восточной стороне стены монастыря можно увидеть границу между отреставрированной и неотреставрированной частью. Хотя и реставрированная часть выглядит не очень…;
– до северо-западной части стены ремонт, очевидно, ещё не дошёл и глядя на неё можно представить, как выглядела обитель в советские годы…
К ограждению монастыря (с юго-восточной стороны) примыкают ворота хозяйственного двора (XVIII-XXI в.), ведущие в хозяйственную часть монастыря.
Здесь же расположен нынешний настоятельский корпус (XIX в.), а за ним – приусадебное хозяйство.
На территории монастыря сохранился также фундамент разрушенного храма преподобного Ферапонта, построенный на месте погребения святого отца (возле Богородицкого собора).
Возвели данный храм, по имеющимся сведениям, в начале XVI века, освятив его первоначально во имя прп Иоанна Лествичника. В 1723 году церковь перестроили и освятили во имя прп. Ферапонта. В 1928 году Ферапонтовский храм разобрали, а на его месте устроили производственное помещение. Сейчас фундамент церкви расчищен, и можно попытаться представить себе, как выглядела она когда-то.
Интересно, что этот фундамент состоит из привезенных с кладбища белокаменных надгробий со старинными вилообразными крестами. Кстати, часть подобных надгробий, найденных при расчистке территории монастыря, входит в состав некрополя.
После того, как в основании Ферапонтовой церкви были обретены мощи святого старца, здесь был установлен памятный крест…
Кроме того, в монастыре с XVI века имеется и свой некрополь, где находили земной покой насельники обители и заслуженные граждане Можайска. Но в 1920-е годы, когда обитель «национализировалась», местной властью большинство гранитных кладбищенских надгробий было разбито и использовано для мощения улиц города…
Лишь только после того, как монастырь была передана РПЦ, чудом уцелевшие надгробия были возвращены на свои (условно) места, а посередине порушенного и оскверненного в советское время монастырского кладбища в память об этом установлен памятный крест.
Правда, посещая монастырь, я обнаружил здесь и новые захоронения, в том числе могилу предпоследнего настоятеля обители игумена Мефодия (Соколова), которого Всевышний призвал к себе при исполнении, что называется, служебного долга (проведении им одного из церковных обрядов)…
Напротив въездных ворот (с восточной стороны обители), где оборудована стоянка для автомобильного транспорта, на краю крутого склона, взирая на округу, стоит памятный крест в память об убиенных монахах обители.
Отсюда же имеется возможность полюбоваться величественной панорамой на реку Москву…
А в 400 метрах северо-западней монастыря, в деревне Исавицы в 2008 году сооружена деревянная шатровая восьмигранная часовня над источником с целебной водой – «Колодцем св. Ферапонта», по преданию, открытым старцем при возведении обители (1408). На источнике обустроены купели, а рядом установлен памятник православным монахам. После революции колодец был сломан, а источник засыпан, но в 2000-х годах он был восстановлен.
Кроме того в 100 метрах восточнее стен обители, если спуститься от автомобильной стоянки по лестнице, расположен другой святой источник – «Колодезь прп. Ферапонта», куда чаще всего приходят посетители и паломники монастыря…
***
Удивительное свойство старых монастырей – всё вокруг их изменяется, а они, как скалы, остаются почти неизменными… В этом можно убедиться, посмотрев фотографии расположенные ниже…
Сравнивая данные фотографии обители, разница между которыми сто (!!!) лет, на ум невольно приходят строчки из фетовской элегии:
Не первый год у этих мест
Я в час вечерний проезжаю,
И каждый раз гляжу окрест,
И над березами встречаю
Всё тот же золоченый крест…
На мой взгляд повествование раз от разу становится все более выверенным и проникновенным. Никакой суеты, ничего лишнего, просто, со вкусом и достоинством. Спасибо !