Часть 3. Челябинск-Омск-Новосибирск-Красноярск-Иркутск
Уснули в одном городе, а проснулись в совершенно в другом. Это о Челябинске. На форуме его почему-то назвали бандитским городом, промышленным и экологически самым грязным. Судя по тому, как чадят там трубы, проблемы с экологией наверняка есть. Наверняка есть там и бандиты как в любом крупном городе. Не по селам же им мелочь тырить. Но там есть и возрождение культуры. Рано утром перекусив в ресторане гостиницы «Малахит» (завтрак как почти везде с 7.00 до 11.00), шведский стол. Затем, поинтересовавшись у администратора о близлежащих достопримечательностях, отправился на прогулку.
Примерно в 500 метрах от гостиницы находится одна из центральных улиц города – Кирова, сделанная пешеходной. Вступил туда как в оазис. Улица действительно пешеходная без всяких исключений для расположенных здесь банков и госучреждений. Единственный вид транспорта, который периодически перемещается по улице – это патрульная машина милиции. И то скорее в назидательных целях: «Ребята, вы все под колпаком!» Для автотранспорта же оборудованы многочисленные автостоянки на всех прилегающих улицах, переулках и площадях. И что удивительно, нет парковщиков. Наша машина простояла несколько часов, и никто за оплатой так и не подходил. Через каждые 15-20 минут по радио оповещают о том, что распивать слабоалкогольные напитки в общественных местах категорически запрещено. Предупреждают, что в целях соблюдения этого требования ведется видеонаблюдение и дежурит наряд милиции. И действительно на довольно оживленной улице никого с бутылками не видно. Есть кафе и рестораны, в которых при желании можно и пива выпить. А вот в киосках фастфудов пива и других слабоалкогольных напитков нет. В этом плане прямая противоположность Самаре, где только малые дети ходят по улицам без пива. Или алкогольные боссы занимают слабые позиции в городе или, скорее всего, местная власть действительно является таковой. Улица не просто чистая, она является парадной города. Отреставрированные старые дома соседствуют с современными зданиями и смотрится это вполне органично.
Вся улица уставлена бытовыми памятниками и предметами старины далекой: пожарник с бочкой на телеге, аристократическая карета, Левша, пенсионер, отдыхающий на скамейке, извозчик, городовой, модница, любующаяся собой в зеркале, афганец с лицом Розенбаума и с гитарой, Пушкин, отдыхающий на скамейке, естественно танкист и многие другие. Все эти памятники искусно вписаны в уличные ниши и не мешают прохожим. Их можно потрогать, погладить, обнять, посидеть рядом на скамейке или в пролетке, заглянуть в лупу Левши, чтобы увидеть, как он блоху подковал, естественно сфотографироваться. Так что все памятники согреты теплом многочисленных человеческих рук, а вокруг некоторых постоянно копошится детвора. Периодически появляются свадебные кортежи для возложения цветов и фотосессий.
Можно много говорить о культуре и ничего при этом не добиться. А можно не говорить, а сделать, как это сделали челябинцы, и это действительно будет прорывом на культурном фронте. Не зря еще с древнейших времен архитектура и скульптура являлись основными носителями культуры и ее передаточным звеном между поколениями. Обращает внимание и то, что нет былого деления на «белых» и «красных». Вот твои герои предки-первопроходцы, государственные деятели царской России, купцы, герои Великой Отечественной и Афганской войн, современники. На одной стороне улицы мемориальная доска маршалу Блюхеру, на другой купцу первой гильдии с перечислением всех его заслуг перед городом. Смотри и запоминай, мы единая нация. Будь достоин своих предков. Заодно посмотри, что было и чего мы достигли в своем развитии. Здесь можно полюбоваться картинами стереографии, пострелять в тире, перекусить, приобрести картину, книги, сувениры на расположенном здесь же базарчике или просто посидеть где-нибудь на скамейке и любоваться всем этим великолепием.
Когда вернулся в гостиницу, мои попутчики были уже готовы к движению. Но, услышав мои описания улицы Кирова, тоже захотели на нее взглянуть. И я еще три часа ходил с ними по этой улице и нисколько об этом не жалел. Покидали мы эту улицу не без сожаления. Она в корне изменила наши взгляды о Челябинске. Мы искали потом нечто подобное в других городах, но не находили. Из Челябинска выехали около 14.00. При выезде полюбовались озерами, окружающими его со всех сторон. На одном из них – Чебаркуле когда-то был летний лагерь Св.СВУ. Вышли на развилку Свердловск - Омск. Очень хотелось бы побывать в Свердловске и всего-то 250 км. Но повернули на Омск. Дорога пошла по равнине и особых затруднений в плане движения не вызывала. Посты ДПС в основном стационарные. Иногда останавливали, но скорее из любопытства к нашим номерам. В одном месте на наши слова, что мы свои, в смысле родом из Сибири, услышали в ответ от инспектора ДПС: «Какие вы свои! Вы предатели!» «Почему?» «Потому что не вернулись на Родину». Сказал, как отрезал и вернул нам документы. Правда, таких оценок мы больше не встречали. Пообедали в придорожном кафе «Капкан». Заказали бараний суп «Калапыр» из азербайджанской кухни. Мясо было столько, что от второго отказались. Следует отметить, что в придорожных кафе господствует в основном восточная кухня: шурпа, лагман, плов, шашлык, люля-кебаб, манты, позы и т.п. В России нет сети придорожных ресторанов с национальной кухней типа «Козырной карты» как в Украине. Видать этот бизнес в отличие от нефти, газа и алюминия менее привлекателен и отдан на откуп армянам, узбекам и другим. Курган обошли по объездной. Кратчайшая дорога на Омск пролегала через Петропавловск на территории Казахстана. Но это дважды геморрой с таможней и погранконтролем. Поэтому заворачиваем на Ишим и выходим на трассу Тюмень-Омск. Местами дорога разбитая, но в целом не особо загружена и можно спокойно двигаться.
В Омск прибываем около 2-х часов ночи. Суббота, поэтому обстановка в городе – «Гулям!». Такое впечатление, что город еще не ложился, так как на улицах довольно оживленно. Судя по названию кафе "У Колчака", историю здесь тоже помнят и чтут. Начинаем поиски гостиницы. Таксисты все единогласно советуют «Сибирь» на берегу «Иртыша» в центре города. Типа, мы всех туда возим. Внешний вид гостиницы – обшарпанный и давно требует основательного ремонта. Гостиница закрыта на замок изнутри. Стучимся, открывает охранник в камуфляже, показывает нам невзрачные номера. Цена 1 800 рублей, вроде бы и приемлемая, но условия не очень. Разворачиваемся и на выходе из гостиницы сталкиваемся с группой девиц с ярко выраженной профессиональной принадлежностью, перед которыми двери открываются моментально. Становится понятным, почему таксисты знают только «Сибирь». Едем в центр, где находятся две гостиницы – «Турист» и «Маяк». Номера, как говорится, без излишеств, но от 5 тысяч рублей и выше. Менеджер гостиницы, молодая девушка, посоветовала нам две частные гостиницы «Лермонтов» и «Нику», с более лучшими условиями и ценой и объяснила, как туда проехать. Через 10 минут мы были в одной из них - отеле «Лермонтов» на ул. Лермонтова, 77, www.lermontov-hotel.ru На этот раз попадание в десятку. Есть все, даже мини-бар и всего за 2 590 рублей. Величина суточного пробега составила 910 км.
В 11.00 начинаем выдвижение на Новосибирск. Недалеко от Омска на здании стационарного поста ДПС прикреплен указатель населенного пункта "Кормиловка". Выглядит несколько двусмысленно. Дорога нормальная и по равнине. Все тот же однообразный пейзаж – равнина, озера и березовые рощи, часто с обгорелыми стволами деревьев. Вдоль дороги, начиная от Урала торгуют лесной клубникой, земляникой и грибами.
В попутном направлении встречаем одиночного навьюченного и не бритого велосипедиста. Поравнявшись с ним, сбросили скорость и на ходу поздоровались, представились, поинтересовались откуда и куда он следует. Сказал, что из Подмосковья, держит путь на Байкал. Пожелали ему счастливого пути и до скорой встречи на Байкале. Через несколько секунд он остался далеко позади.
Вот и Новосибирск. Въезжаем в центр, ищем гостиницу. Номера от 6 тыс. рублей. Едем на вокзал и у квартирных менеджеров находим двухкомнатную квартиру в центре с евроремонтом за 2 000 рублей, где и останавливаемся на ночлег. Пробег в этот день небольшой – 320 км. В оставшееся время знакомимся с городом и ужинаем в итальянском ресторане.
На следующий день держим путь на Кузбасс, к родственникам, где проводим две ночи и три дня. Через три дня – 22 июля возобновляем движение на Красноярск. Дорога от Кемерово до Красноярска хорошая, ДПС встречается редко, поэтому бежим резво. На железнодорожных переездах установлены автоматические барьеры - металлические листы, которые поднимаются под острым углом на всем протяжении проезжей части одновременно с опусканием шлагбаума. Будки на переездах все в решетках как и многие заправочные. Заправляют только по предоплате. Почти все туалеты типа сортира и в ужасном состоянии. Это наблюдается на всех просторах России. Ватерклозет большая редкость и только за деньги. Появляется тайга и первые кедровые шишки у торговцев вдоль дороги. Из Красноярска позвонил двоюродный брат и сказал, чтобы обязательно заехали к нему. На въезде он нас встретит. Встретил он нас аж за 50 км перед Красноярском. Просто королевские почести и говорит о широте сибирской души. Обнялись, поговорили, и он командирским тоном сказал, чтобы мы следовали за ним и что у него все готово. На наши робкие замечания о гостинице, он ответил, что приготовил нам трехкомнатную квартиру, где мы и будем размещаться. Едем, размещаемся, ужинаем и допоздна сидим, разговариваем за чашкой чая про жизнь. Последний раз мы виделись, когда я был еще старшим лейтенантом. Из разговора с ним много узнал о Красноярском крае. На Байкале он, правда, не был, так что о нем ничего сказать не мог. Более того особого интереса Байкал у него и не вызывал. Наверное потому, что сам постоянно живет в схожих горно-таежных условиях. Занимается агропромышленным комплексом и довольно успешно. Отдыхает же в основном за границей в Таиланде, Бали и т.д., куда начал ездить после неудачного отдыха в Крыму. Решаем на обратной дороге остановиться у него на пару дней для ознакомления с достопримечательностями Красноярска.
Утром в 7.00 выезжаем на Иркутск. Расчетная протяженность маршрута около 1 100 км и предстоит преодолеть наиболее сложный участок маршрута в смысле дорожных условий. В районе Ачинска наблюдаем крупный глиноземный комбинат по добыче бокситов для алюминиевой промышленности. Растительность вокруг подозрительно желтая. В районе Бородино встречаем другой гигант горнодобывающей промышленности – самый крупный пожалуй в мире угольный карьер. Земля разворочена на всем обозримом пространстве. Впечатляет, но возникают мысли на тему экологии, хотя и понимаешь, что выгода и дешевизна производства все же первичны и никуда от этого не денешься. До Канска дорога нормальная, а вот дальше на протяжении 400 км до Тулуна начинается «трасса мужества». Не зря памятник Ленину при выезде из Канска к ней задом стоит и рукой указывает светлый путь на Красноярск, куда дорога намного лучше.
Дорога в стадии реконструкции. Отдельные короткие участки хорошей дороги чередуются с протяженными участками гравийной дороги, к тому же изрядно разбитой большегрузными автомобилями. Тряска, пыль, летящие во все стороны камни, которые оставляют ощутимые следы на лобовом стекле, бампере и капоте. Джипы бегут еще довольно резво, а вот обычные легковые еле ползут, объезжая препятствия.
На одном из таежных перевалов останавливаемся у ряженых торговцев. Один в тельняшке и морской капитанской фуражке, серъезный и немногословный, видать главный. Второй в армейской форме и придурковатого вида в роли специалиста по маркетингу втюхивать товар. Правда это у него не всегда в тему получается. Первый рекламирует настойку на мараловых пантах. Второй настойчиво убеждает ее взять, так как она уже третий раз настаивается на этих пантах, но все равно качественная. Старший говорит ему, чтоб он заткнулся. Мы смеемся, заказываем чай, берем шишки и брусничный морс. Небольшая разрядка, а ехать немного легче. С прохождением Тулуна дорога резко улучшается и дальше движемся веселее, хотя и в ночное время. Но решение твердое - дойти до Иркутска. Выходим на связь с Иркутском – Пашей-джиппером и альпинистом, который обещал нас сориентировать по Байкалу. Просим его забронировать для нас гостиницу и договариваемся о встрече с ним утром. В Иркутск мы прибываем во втором часу ночи. «Серега» выводит нас точно в центр города. Закончился девятый день нашего путешествия. Если выкинуть три дня пребывания у родственников, то мы добрались до Иркутска за 6 дней. Мы выходим из машины и фотографируемся на память о финише в Иркутске. Затем едем в гостиницу «Европа», ул. Байкальская, 69, тел. (3952) 29-15-15, www.europehotel.ru четыре звезды, одноместный номер от 2 590 рублей с завтраком шведский стол, и размещаемся там. На следующий день предстоит встреча с Байкалом.
(Продолжение следует)
Если мне не изменяет память, то на ул. Кирова в Челябинске была комендатура, а при комендатуре была гауптвахта. На этой губе я сидел пару дней, будучи офицером, и бежал с нее. А было это зимой в далеком 1986 году при совершении мной служебной командировки ГДР-Новосибирск-ГДР.
Память Вам, Юрий Викторович, действительно не изменяет. Комендатура там и осталась, у меня есть ее фотография с мемориальной доской Блюхеру и советскими военными орденами на фронтоне. Так что там сидел и Блюхер, правда, начальником штаба революционных сил в далеких 1917-1918гг.
Если бы там еще остался музей, то мое удостоверение личности офицера, оставленное в комендатуре во время побега, заняло бы почетное место среди экспонатов.
Почетно, однако – в одной кутузке сидел, стало быть, с Блюхером, в другой – с Котовским!
Спасибо за фотографии, Валерий Иванович.