Черниговский Свято-Успенский Елецкий женский монастырь (Черниговской и Новгород-Северской епархии РПЦ) является одним из первых и наиболее богатых монастырей Киевской Руси, ярким символом несгибаемости православной веры: несмотря на перипетии и трудности времени, которые выпали на его долю, он всегда, как Феникс-Ясный Сокол, восстанавливался из небытия и пепла…
Монастырь расположен на правом, высоком берегу реки Десна, между территорией бывшего черниговского детинца (парка им. М.М.Коцюбинского) и находившимся поблизости Троице-Ильинским монастырём, и очень живописно смотрится с крутых склонов, прилегающих к Екатерининской церкви, расположенной при въезде в Чернигов со стороны Киева…
Согласно летописным преданиям, Елецкий Успенский монастырь был основан в 1060 году князем Святославом Ярославичем на месте чудесно найденной (во время охоты) на одной из елей иконы Пресвятой Богородицы. От этих елей получили название и икона и обитель.
В 1069 году в данном монастыре жил «отец русского монашества» преподобный Антоний Печерский, а в середине XII столетия на том месте, где нашли святую икону, была построена главная его церковь – Успенский собор.
История Елецкого монастыря – это история его разрушений и восстановлений, после которых он назло врагам становился лучше и краше, борьбы Православия за Веру, которая, как показала История, оказалась неподвластна забвению и попыткам ассимиляции её с другими вероисповеданиями:
– в 1239 году, после взятия Чернигова монголо-татарами, монастырь был разграблен и разорён, и только лишь в 1445 - 1475 годы его отстроили заново. А с включением (в начале XVI века) Чернигова в состав Московского государства, начинается возрождение и процветание Елецкой обители;
– в 1618 году, после того, как Чернигов оказывается «под Польшей», монастырь вновь разоряется, монахи бегут, а Успенский собор разрушается. После 1623 года польские власти передают монастырь униатам, которые его ремонтируют и восстанавливают;
– в 1649 году поляки были из Чернигова окончательно изгнаны, и монастырь вновь становится православным. При активном участии игумена Иоанникия (Галятовского) в этот период были осуществлены реконструкция Успенского собора, строительство трапезной Петропавловской церкви и создание обширной монастырской библиотеки.
Обитель была на Украине одним из самых богатых собственников. До 1786 года, когда по указу Екатерины II была проведена секуляризация, Елецкому монастырю принадлежали почти 2,5 тысячи крепостных душ, 8 трактиров, винокурня, 9 мельниц, 7 пекарен и т.д. Но после секуляризации большая часть имущества монастыря была передана в казну и с тех пор крупного строительства в нём не проводилось.
Как и любой монастырь, обитель на Елецкой горе являлась почетным некрополем. В разное время на ее территории были погребены Трубчевский князь Всеволод Святославович, переяславский полковник Л.А.Полуботок, генеральный обозный В.Дунин-Борковский, губернатор А.С.Милорадович, полковник Яков Лизогуб и многие другие.
История Елецкого монастыря интересна еще тем, что:
– на территории монастыря в XI веке находилась известная библиотека Святослава, загадочная история исчезновения которой волнует до сих пор;
– настоятелем монастыря Кириллом Ставровецким в 1646 году была издана первая в Чернигове книга «Перло многоценное»;
– в 1941 году в лабиринтах пещер Елецкой горы прятался подпольный обком ВКП(б).
В 1921 году монастырь был закрыт новыми властями, а его здания были отданы под размещение различных советских учреждений и организаций. Из-за потребительской, а подчас безответственной их эксплуатации, состояние монастырского архитектурного ансамбля со временем существенно ухудшилось.
В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские оккупанты, воинские части которых дислоцировались на территории обители, превратили монастырский собор в склад с боеприпасами, а при отступлении – значительно его повредили, полностью разрушив западные кельи (бывшую гостиницу), здание бывшей духовной консистории, а также северный келейный корпус (XVI - XVII вв.).
После войны, к 1953 году на монастырской территории были проведены реставрационно-восстановительные работы, в результате которых монастырь был отстроен в том виде, в котором был в XVII веке. Однако изображений первоначального вида монастыря, к сожалению, не сохранилось (в 1869 году во время большого пожара архивные документы Елецкого монастыря сгорели), поэтому он был отстроен по сохранившимся воспоминаниям очевидцев.
Елецкий Успенский монастырь в настоящее время входит в состав Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов стародавний», а с 90-х годов XX века на его территории действует женский монастырь, в котором проживает около 60 насельниц – приветливых, но немногословных девушек и женщин.
Обитель – это не только богослужение и молитвы сестер, которые совершаются здесь постоянно и ежедневно, но и каждодневная работа послушниц.
С 1997 года в монастыре были созданы и действуют:
– швейная мастерская, где шьют монашескую одежду, облачения для священнослужителей;
– золотошвейная мастерская, в которой сестры-мастерицы совершенствуются в древнем искусстве шитья золотом: изготавливают митры, скрижали, иконы, закладки для Евангелия и других богослужебных книг;
– иконописная мастерская;
– просфорня, где сестры выполняют трудное, но почетное послушание просфорниц.
Кроме того, насельницы трудятся на огороде и хозяйственном дворе, где имеется небольшое подсобное хозяйство.
Одним из самых почетных послушаний в обители является клиросное. У всех, кто поступает в монастырь, проверяют музыкальный слух, после чего способных обучают пению и чтению на клиросе, а наиболее одаренных направляют учиться на регентов-псаломщиков в Черниговское Епархиальное духовное училище, что расположено в Троице-Ильинском монастыре. Недаром, хор Елецкого монастыря славится на весь Чернигов…
Много для восстановления обители и реставрации монастырских зданий было сделано игуменией монастыря Амвосией (Иваненко), руководившей им с 1996 по 2006 год.
После кончины матушки (в 2006 году), в уважение к её заслугам перед УПЦ, Елецким монастырем и Черниговом, тело почившей игумении было погребено в обители (за алтарем Успенского собора). Если учесть, что территория монастыря, кроме того входит в состав Черниговского архитектурно-исторического заповедника, данный шаг со стороны властей (местных и церковных) говорит о многом… Но деятельная, живая память о ней, заведенные при ней порядки сохраняются в монастыре до сих пор. И делается это, как мне показалось, искренне и от души… А такая память – дорогого стоит!
Архитектурный комплекс монастыря сложился, в целом, в XVIII веке и теперь являет собой на удивление целостный барокковый ансамбль, несмотря на то, что в его состав входят здания, построенные в разные эпохи.
Он включает в себя:
● Успенский собор, построенный на рубеже XI и XII веков – один из первых на Руси храмов, при строительстве которых применялась равнослойная кладка. Исследование специалистами сооружения (во второй половине прошлого века), привело их к выводу о соответствии храма эталону, господствовавшему в зодчестве Руси с 70-х годов XI до рубежа XII-XIII веков;
Высокое качество кладки (как и совершенство архитектурных форм) свидетельствует о том, что собор возводили лучшие мастера своего времени.
Интересная особенность собора в том, что его длина и высота почти равны: длина – 26,57, высота – 26,34 метра, а ширина – 16,28 метров. Такая же мера использовалась при строительстве Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Но, учитывая, что тот собор несколько старше черниговского собрата, очевидно, что он использовался в качестве ориентира для строительства храма в Чернигове. Только в отличие от киевского храма, в нём с трёх сторон имелись небольшие притворы, а в юго-западном углу была устроена часовенка с апсидкой.
В первозданном виде храм простоял до нашествия Батыя, когда его полностью сожгли. В XV веке он был восстановлен, а в начале XVII века, с овладением города поляками – вновь разрушен. Лишь только спустя десятилетия храм был восстановлен, приобретя нынешний вид и впитав в себя лучшие черты украинского барокко;
● Придельную церковь св. апостола Иакова, находящуюся с южной стороны Успенского собора, возведенную в 1689 году над могилой черниговского полковника Я.К.Лизогуба, в последствие ставшую семейной усыпальницей его семейства. Службы в ней совершались редко, а её саму в основном использовали, как ризницу монастыря.
● Петропавловскую церковь (напротив западного фасада Успенского собора) существующую в монастыре с 1670-х годов. Она была соединена с трапезной и предназначалась для совершения богослужений в холодное время года. В 1861 году её перенесли в настоятельский дом (постройки 1811 года), где она находится и сейчас. А прежнее здание, где кроме храма, помещалась братская трапезная, было переоборудовано под нужды Черниговской духовной консистории (разрушенной в годы Великой Отечественной войны). Здание нынешнего храма, частично разрушенное во время войны, при восстановлении было основательно перестроено, а летом 1992 года Петропавловская церковь была вновь освящена, и в ней прошли первые, после длительного перерыва, богослужения;
● Надвратную колокольню (1670-75 годов) высотой в 36 метров, являющуюся одной из самых старых колоколен Надднепрянской Украины (возведенную на месте более ранней, деревянной колокольни), что дошли до нашего времени. Она расположена в северо-восточной части ограды монастыря. Ее оригинальность заключается в том, что строилась она в два этапа: нижний ярус построен в 1670-1675 годы, как оборонная надвратная башня, и позднее надстроен верхний ярус, предназначенный для размещения колоколов. Кроме того, до революции второй и третий ярусы колокольни, где находились довольно обширные помещения, использовался под архив духовной консистории, а на нижнем ярусе имеется небольшое темное помещение, служившее когда-то монастырской тюрьмой. Ворота под колокольней были расписаны и именовались святыми.
В 1695 году для колокольни был изготовлен колокол весом сорок пудов с надписью: «Сей звон надал раб божий Иоан Шабелик… В град Чернегов к храму Успения в манастырь Елецкий», но, к сожалению, по известным причинам, в 1930-е годы колокольный ансамбль Елецкой обители погиб;
● деревянный дом святителя Феодосия Черниговского (1688), который называют «кельей Феодосия Черниговского», расположенный к западу от колокольни в монастырском саду. Он является старейшей деревянной постройкой Левобережной Украины. Этот дом очень чтим монахами и паломниками, как место жительства Святого Феодосия Углицкого. В нём, в XVII-XVIII веках поживали настоятели монастыря.
● игуменский корпус, который является старейшей кирпичной жилой постройкой Левобережной Украины (датируется рубежом XVI-XVII вв.). Его корпус сильно пострадал во время разорения монастыря поляками и претерпел существенные изменения в процессе восстановительных работ 1670-80-х годов. Главным украшение этого скромного здания является декоративный кирпичный карниз, опоясывающий его;
● восточный келейный корпус (конца XVII века), длиной 71 метр, состоящий из шести больших комнат, служивший как до революции, так и в настоящее время кельями для насельниц;
● юго-западный келейный корпус (XVII-XIX веков), подобен восточному, только гораздо меньше. В нём помещалась келья казначея, а нынче – сестринская трапезная с кухней, а к ней примыкает каменный корпус, где находятся хозяйственные помещения с погребами.
● руины старой Петропавловской церкви 1676 года (с 1860-х гг. в здании размещалась Черниговская Духовная Консистория, которая до войны оно сильно пострадала от варварского обращения «местных жителей», а в годы войны (1941-1945) – была разрушена немецко-фашистскими оккупантами и вряд ли теперь подлежит восстановлению);
● часовню;
● памятный крест преподобным отцам, проживавшим в Елецкой обители;
● каменные защитные стены с воротами (конца XVII века), высота которых доходит до 4 метров при общей протяженности около 1 километра (стены показаны на фотографии в самом начале данного очерка). Снаружи они были оштукатурены и украшены карнизом с пилястрами. Данная ограда придает завершенность всему архитектурному ансамблю монастыря. В советское время стены местами были полностью разрушены, а большая его часть находилась в полуразрушенном состоянии. Но в настоящее время проводятся работы по завершению их восстановления.
Кроме того, гора, на которой стоит Елецкий Успенский монастырь, изрыта и пронизана множеством подземных ходов, пещерами и катакомбами, основание которых связано с именем Антония Печерского. Сегодня пещеры Елецкого монастыря представляют собой комплекс построенных из кирпича подземных камер и переходов, которые располагаются ярусами. Их дополняет подземная галерея длиной 70 метров, соединяющая Успенский собор и Петропавловскую церковь.
***
Не могу сказать, что архитектура монастырского ансамбля произвела на меня такое же неизгладимое впечатление как, когда я посещал Троице-Сергиеву, Киево-Печерскую лавры или некоторые другие монастыри – никаких лишних изысков (может от того, что приходилось постоянно монастырь отстраивать сызнова), или как говорил один известный киноперсонаж: «Скромно, но со вкусом…». Однако соприкасаясь с многострадальной историей Обители, размеренно-строгой и в тоже время бесхитростной жизнью её насельниц, их приветливым и открытым взглядом, полным доброты и достоинства, лишний раз понимаешь, что главная красота подчас сокрыта не в формах (архитектурных, человеческих), а в их содержании… И когда разглядишь эту красоту – так хорошо становится, от этого, на душе…
P.S. Существует, на мой взгляд, определенная закономерность в информационной жизни монастырей: мужские монастыри, как правило имеют свои официальные сайты, а женские, за редким исключением, их почему-то не имеют…
Игорь, хочу поинтересоваться – твое увлечение церковно-монастырской провославной темой это как – в качестве углубленного изучения истории православия светским человеком, или все таки это последовательное религиозное паломничество, основанное на глубокой вере в Бога и каноны РПЦ?
Юра, религиозным себя не считаю (в истинном понимании), поскольку воспитание получил в советское время… Наверное, как и многие, – больше отношу себя к атеистам (а дальше – время покажет), но с уважением отношусь к любому вероисповеданию, если оно не граничит с мракобесием…
Но как-то, несколько лет назад, находясь в одной из служебных командировок, и оказывая попутно одному из священнослужителей (по его просьбе) услугу, он мне немного рассказал о церковной жизни. Честно говоря, для меня тогда всё это было «темным лесом». Но собеседник оказался умным и проницательным человеком, многие его выводы и заключения (не о Вере, а церковной жизни) необычными… и это меня заинтересовало… А когда начал, по возможности, более детально знакомиться с этим вопросом, неразрывно связанным с всеобщей Историей и культурой, то оказалось, что там есть много интересного и даже мудрого… Мы почему-то зачастую избегаем бывать в этих местах, наивно полагая, что они являются «вотчиной» верующих, а ведь они – немногие из оставшихся мест славного (и не очень) нашего Прошлого, культуры, да и просто красивейших природно-городских ландшафтов…
Что касается верующих людей, то мои скромные наблюдения по стороны, позволяют мне предположить, что среди тех, кто посещает монастыри и церкви (не считая случайных зевак) истинных верующих не так уж и много – больше тех, для кого это модное увлечение или как нынче говорят, тренд…
А что касаемо монастырской темы, то есть и иные интересные места: дворцы, усадьбы, и даже простые здания, связанные с необыкновенными личностями или Историей – о чем не раз в своих интересных репортажах рассказывал нам и, надеюсь, будет и далее рассказывать Алексей Леонидович Сорокин. Но в обителях, как мне показалось, всё это более сконцентрировано собрано.
Спасибо, Игорь, за пояснение. Со многими твоими мыслями согласен – я вот недавно тоже погулял по Печерской Лавре, покушал в их публичной трапезной постной еды по ресторанной цене, остаток дня мучался изжогой.
К сожалению, коммерциализация не обошла стороной и церковную жизнь… Подчас, за выгодой, количество не всегда сохраняет качество – это касается и трапезной пищи для посетителей, паломников. Для себя, мне думается, они всё же готовят вкусно, по-домашнему…