Данная обитель привлекла моё внимание не только своим жизнелюбием и созидательным позитивом, но и необычностью истории её создания. Пожалуй, эта один из первых …частных монастырей…
Да, да – частный, но не потом, что в нём была «приватизирована» и коммерциализирована Вера в Бога, а потому, что он изначально был построен и содержался не на пожертвования и деньги Церкви, а на средства частного лица… Создание данной обители послужило примером для образования в дальнейшем таким путём многих других монастырей в России, в XIX веке.
Созданный в большой любви и скорби, в чистых и искренних помыслах он своей богослужебной деятельностью заслужил в православном народе не меньшую любовь, чем его именитые и древние «братья-монастыри», а со временем стал один из столпов истинной ионической жизни – недаром обитель стяжала славу «женской Оптиной пустыни».
Всё это относится к Борисо-Глебскому Аносину женскому ставропигиальному монастырю (Аносиной пустыни), о котором пойдёт речь в данном обзоре.
Монастырь расположен в деревне Аносино Истринского района Московской области, в 7 км от города Дедовска и добраться до него можно электричкой с Рижского вокзала Москвы (или от станции метро «Тушинская») до станции «Нахабино» (33 км), а далее 14 км доехать автобусом (№22) – до остановки «Аносино». А если добираться на автомобиле – то по Новорижскому или Волоколамскому шоссе – потратите на движение меньше часа.
Основательницей и первой настоятельницей обители была княгиня Евдокия Мещерская, родная тётка поэта Фёдора Тютчева, которая дала себе обет и основала монастырь в память о своём муже. А благословил её на это московский митрополит Филарет (Дроздов), который таким же образом благословил открытие Спасо-Бородинского монастыря.
В 22 года (1796) Евдокия Мещерская вышла замуж за князя Бориса Мещерского. Однако Господь судил ей иной путь... Едва коснувшись устами чаши радостей земных в благословенном браке, княгиня испила горесть полной чашей. Менее чем через три месяца после венчания горячо любимый супруг скоропостижно скончался, оставив молодую вдову в ожидании младенца. Евдокия не пожелала вторично связывать себя узами брака, посвятив жизнь воспитанию дочери и делам благотворительности.
В 1799 году она приобрела имение Аносино на живописном берегу реки Истры, привела его в порядок, перестроила усадебный дом, в котором жила вместе с дочерью в летнее время, и там же в 1810-1812 годы на свои средства построила каменную церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге). Несмотря на причиненный наполеоновской армией ущерб, тщанием княгини в 1813 году и усадьба и церковь были восстановлены, приделы храма, а затем и основной престол – освящены.
В 1821 году в память о муже княжна Евдокия создала общину (12 чел., из числа своих бывших крепостных крестьянок), преобразованную вскоре в женское общежитие, а в 1823 году подала прошение императору Александру I об обращении общежития в монастырь с приложением планов существующих на его территории зданий и указав те, которые собиралась выстроить за свой счёт.
Указ об обращении Борисоглебского общежития в монастырь (3 класса) и поступлении в него учредительницы Евдокии Мещерской вышел 25 июня 1823 года, а в сентябре того же года она была пострижена в монахини под именем Евгении и стала первой игуменией обители.
В период её игуменства в монастыре в основном была выстроена вся необходимая инфраструктура: церковь во имя свт. Димитрия Ростовского; больничный корпус с приютом и церковь во имя вмц. Анастасии Узорешительницы; кельи; трапезная; мастерская; хлебные амбары и другие жилые и хозяйственные постройки, вырыто два пруда для разведения рыбы.
Обитель в Аносино, удаленная от человеческого жилья и мирской суеты, стала пустынью не только по названию, но и по устоям своей монашеской жизни. По просьбе матушки Евгении, митрополит Филарет дал обители самый строгий чин общежития Феодора Студита .
Сама настоятельница вела аскетичный образ жизни, да и уклад монашеской жизни отличался завидной строгостью: в обители не допускался наёмный труд – всю работу (вплоть до изготовления обуви) делали сёстры, запрещалось просить милостыню на монастырские нужды, все монахини обязаны были присутствовать в храме во время службы; запрещалось стряпать в кельях, ходить из кельи в келью без благословения; мирским людям, даже ближайшим родственникам монахинь, вход в обитель был строжайше запрещён; самим монахиням, попав в обитель, ни при каких обстоятельствах не разрешалось её покидать (даже на краткое время)…
Неслучайно из числа насельниц Аносина монастыря вышло впоследствии много настоятельниц женских монастырей и в Москве, и в Подмосковье.
Интересны и превратности переплетения судеб первых настоятельниц монастыря:
● первой матушкой была, как я уже говорил, игумения Евгения (княгиня Евдокия Мещерская) (1823-1837);
● второй – игумения Анастасия (Комарова) (1837-1854), бывшая крепостная княгини Мещерской – служанка её дочери Анастасии, её же крестница и воспитанница, а в обители – казначея;
● третьей – игумения Евгения (Озерова) (1854-1875), внучка основательницы монастыря, которая до того, как стала настоятельницей обители, в течение пяти лет выполняла самые трудные монастырские послушания.
Кстати, при внучке-настоятельнице завершилось формирование архитектурного ансамбля монастыря – были построены: каменный келейный корпус; настоятельские кельи; деревянные гостиничный корпус и дома для священнослужителей, а благодаря пожертвованиям купца П. Г. Цурикова – сооружен странноприимный дом, а также реконструирован Троицкий храм. На его территории также были устроены богодельня и детский приют.
Занимательным фактом истории обители является то, что с 1832 по 1863 годы монастырь вопреки желанию аносинских игумений была местом для покаяния и исправления женщин, осужденных за пьянство и прелюбодеяние, присылались сюда и женщины-старообрядки «для увещания к возвращению из раскола к Православию». И, судя по всему, «исправление» заблудших и падших душ проходило здесь эффективно…
В начале XX века в Аносиной пустыни проживало 180 насельниц, и даже вплоть до его закрытия (1928) здесь подвизалось около 130 сестер.
Славу монастырю приносила и его хозяйственная деятельность – перенимать опыт земледелия, животноводства и ремесел приезжали сюда со всей Российской империи (!).
Образцово поставленный быт и хозяйство в сочетании с высокой духовностью создали в обители атмосферу элитности, в хорошем смысле этого слова.
Насколько обитель пользовалась уважением, свидетельствует и те факты, что:
● пустынь имела свою гостиницу для богомольцев и подворье в Москве;
● для приезжающих сюда погостить епархиальных архиереев был построен специальный дом в саду;
● даже оптинские старцы часто направляли сюда своих духовных дочерей, зная, что здесь они получат помощь в монашеском подвиге и духовное окормление.
К сожалению, я не смог найти старых фотографий (ни в самом монастыре, ни в Интернете), на которых была запечатлена Аносина обитель, чтобы можно было посмотреть, как она выглядела в стародавние времена. Но судя по оставшимся описаниям и воспоминаниям, это было живописное место, укрытое в прохладе липовых аллей и звенящей тишины…
Тяжкие испытания выпали на долю монастыря в XX веке.
Благодаря его широкой известности новая власть долго после 1917 года не решалась на ликвидацию обители, и она стала одним из крупнейших духовных центров Подмосковья. В 1923 году пышно здесь, в присутствии множества гостей, было отпраздновано столетие пустыни. Однако в 1928 году её все же закрыли, а сам монастырский комплекс подвергся разорению:
● всё имущество, архив и библиотеку обители вывезли в музей Ново-Иерусалимского монастыря;
● большую часть икон сожгли в специальных баках с кислотой для получения золота. Тогда же погибли монастырские колокола;
● на базе монастыря была организована первая сельскохозяйственная коммуна, которая, по воспоминаниям очевидцев, просуществовала несколько месяцев, пока не опустели монастырские амбары… В последующем, на его территории также действовал один из отделов Московского областного краеведческого музея, в церкви Дмитрия Ростовского располагался сельский магазин, а в больнице и храме Анастасии Узорешительницы – был устроен местный клуб, а само сооружение перестроено в здание барачного типа;
● последнюю игумению вместе с двумя священниками и несколькими насельницами арестовали, затем отправили в ссылку, а остальных сестер – разогнали.
В Великую Отечественную войну сооружения бывшего монастыря подверглись дальнейшему разрушению (была взорвана колокольня с приделами Троицкого храма), а к 1960-м годам территория обители пришла в окончательное запустение (сохранились только монастырские стены, руины главного храма, часть надвратной церкви и хозяйственных построек).
К началу 1990-х годов территорию бывшей обители занимала Истринская МТС (машинно-тракторная станция), в помещении много раз перестроенного храма свт. Димитрия Ростовского – находился цементный склад, в больничном корпусе – размещался колхозный клуб.
Только в августе 1992 года оставшиеся от монастыря строения и развалины с более 100 гектаров прилегающей земля были переданы Московскому патриархату, где с благословения Патриарха Алексия II возобновилась ионическая жизнь (первоначально за счет прибывших сюда насельниц Рижского Троицкого монастыря): до 1999 года – на территории бывшей обители вначале располагалось Патриаршее подворье, а с 29 декабря 1999 г. – оно было преобразовано в женский монастырь со статусом ставропигии.
Сейчас здесь живут 25 монахинь. Помимо сестер здесь работают более 60 трудников, а в поисках заработка приезжают даже из бывших союзных республик.
За этот период силами монахинь и трудников были восстановлены главный Троицкий собор, надвратная церковь Димитрия Ростовского, церковь Анастасии Узорешительницы, отреставрированы другие сооружения обители.
При монастыре создано крепкое монастырское хозяйство:
● организованно деревообрабатывающее производство;
● имеется ферма и приусадебное хозяйство, где сестры несут назначенные послушания: выращивают овощи и сочные плоды, ухаживают за коровами и курами, изготавливают сыры, творог, сметану и другие молочные продукты, выпекают душистый аносинский хлеб.
Кроме того в обители ведется большая просветительско-миссионерская работа по возрождению былого духа монашеской жизни и распространению среди населения и посетителей пустыни православных нравственных ценностей. В том числе при монастыре открыт приют для девочек.
Аносина пустынь, судя по всему, занимает важное место в иерархии нынешней РПЦ – Святейшие Патриархи Московские и всея Руси не оставляют её вниманием (не каждое патриаршее подворье или ставропигия могут похвастаться столь частыми визитами): в июне 2006 года – здесь побывал Алексий II,
а в апреле 2009 года – Кирилл I.
Монастырский ансамбль обители, как я уже упоминал, сложился в основном в первой половине XIX века и не выделяется какими-то изысками – он, как говорил когда-то один известный киногерой, сделан «скромно, но со вкусом». Но самое главное то, что за столь небольшой период после возрождения здесь монашеской жизни, он из фактических развалин преобразился в добротный и цельный архитектурный комплекс, сохранивший преемственность с первоначальным замыслом его создания и имеющим перспективы своего дальнейшего развития.
Архитектурный ансамбль обители включает в себя: 1) храмовые сооружения; 2) административные сооружения; 3) крепостную ограду с башнями; 4) монастырский некрополь; 5) постройки, расположенные за монастырской оградой.
1. Храмовые сооружения:
● собор Троицы Живоначальной (Борисоглебский собор) сооружён в 1810-1812 годы в стиле зрелого классицизма, еще до основания монастыря, и первое время был приходским храмом, а образованием обители – стал её главным храмом.
Основной объем храма - двусветная ротонда, увенчанная полусферическим куполом на ступенчатом основании. Северный и южный входы оформлены рустованными ризалитами с фронтонами.
Храм имеет два придела: Тихвинской иконы Божией Матери и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге князе Борисе Мещерском).
К храму примыкает трапезная и колокольня.
Храм и трапезная соединяются между собой коротким переходом, над западной папертью поднимается стройная колокольня, завершённая цилиндрическим ярусом звона.
В 1863-1867 годы трапезная подвергалась перестройке, а в годы Великой Отечественной войны (1941) она и колокольня были взорваны. И только после передачи монастыря РПЦ собор полностью был восстановлен (по проекту А.В. Овсянниковой) и вновь освящён в 2006 году;
● церковь Анастасии Узорешительницы (на фотографии, что выше – она слева) была возведена при монастырской больнице в 1829 году в честь небесной покровительницы княжны Анастасии Озеровой – единственной дочери Евдокии и Бориса Мещерских.
Церковь часто перестраивалась, а в советский период здание было окончательно утрачено. Лишь только в 2009-2010 годах её построили на новом месте (но, опять-таки, при здании больничного корпуса);
● церковь Димитрия, митрополита Ростовского была построена в 1824 году на территории монастыря у Святых врат. Она представляет собой небольшой бесстолпный храм в стиле ампир с характерными для того времени большими арочными окнами над северным и южным входами и угловыми рустованными пилонами. В конце XIX века храм был перестроен; с запада соорудили притвор. Храм использовался как приходская церковь и был встроена в монастырскую ограду так, чтобы миряне могли входить в него, не заходя в монастырь (поскольку их вход на остальную территорию монастыря был запрещён).
В годы советской власти церковь сильно пострадала от времени и переделок, но сохранила ампирную обработку. В начале 2000-х годов была завершена её реставрация.
2. Административные сооружения:
● двухэтажный больничный корпус с приютом (на фотографии, что выше – они справа), построенные в 1820-е годы одновременно с церковью Анастасии Узорешительницы;
● патриаршие палаты – небольшой одноэтажный дом (справа при входе через Святые врата), сделанный в архитектурном стиле монастырских сооружений – для размещения Святейшего Патриарха и других высоких гостей при посещении ими обители;
● трапезная – двухэтажное здание, постройки второй половины XIX века;
● кельи, где размещались и сейчас размещаются насельницы монастыря. Проход к келейному корпусу, как другим хозяйственно-бытовым помещениям обители, посторонним лицам ограничен (об этом информируют, расставление на территории обители, предупредительные таблички);
● хлебные каменные амбары с рустованными фасадами, встроенные в монастырскую ограду (с восточной и западной сторон);
● сторожка (примыкает к Святым вратам с другой стороны от церкви Димитрия Ростовского) – небольшое одноэтажное здание, в котором нынче размещается церковная лавка и где можно приобрести не только церковную утварь, сувениры и религиозную литературу, но и продукты подсобного хозяйства (молоко, творог, сыр, хлеб и др.) обители. Кстати, продукция отменного качества, сделанная, как говорится, «для сэбэ»… и, как я заметил, за ней приезжают целенаправленно, в том числе из других районов Подмосковья и даже Москвы;
● погреба и кладовые, размещены в хозяйственной части обители, севернее трапезной, в непосредственной близости от хозяйственных ворот;
● баня (расположена чуть северо-западнее от келейного корпуса, примыкая к нему);
● ротонда-беседка (между кельей и больничным корпусом).
О былых пышных зеленных насаждениях напоминают лишь остатки сохранившейся липовой аллеи.
3. Монастырская ограда с башнями была построена второй половине XIX века на средства П. Г. Цурикова (благодетеля Саввинского скита) и представляет собой кирпичную глухую стену с четырьмя угловыми башнями. Строилась ограда довольно долго, поэтому её северная стена, построенная в последнюю очередь, несколько отличается от остальных. Северная стена и две северные башни выделяются более насыщенной декоративной обработкой. Их украшают ложные машикули, а башни имеют белокаменные карнизы.
Здесь же, в северной стене, находятся ворота главного въезда в монастырь (Святые врата), построенные в ложновизантийском стиле, а в южной части ограды имеются хозяйственные ворота, ведущие в хозяйственную часть обители.
Башни монастырской ограды – небольшие, однотипные, круглые, с коническими металлическими кровлями. Кровли северных башен украшены люкарнами. Юго-восточная часть ограды была восстановлена после возрождения монастыря в 1990-х годах.
4. Монастырский некрополь расположен у северной стены Троицкого собора (около предела Святых князей Бориса и Глеба), где одна подле другой (от собора) находятся три могилы: игумении Евгении (Мещерской) – первоначальницы монастыря († 1837); её внучки – игумении Евгении (Озеровой), впоследствии настоятельницы Страстного монастыря в Москве († 1890); схиигумении Евгении (Таишевой) – последней настоятельницы обители (перед её закрытием в 1928 году), завершившей свой земной путь в изгнании († 1942), вдали от родной обители (её честные останки были перенесены сюда в 2001 году).
А насельники монастыря находили своё земное упокоение на деревенском кладбище, что находится невдалеке (восточнее) от обители.
5. Постройки, расположенные за монастырской оградой
● Церковь-часовня во имя святой Тамары, возведенная в 2004-2006 годах (на средства небезызвестного нового русского миллиардера В.О.Потанина) на кладбище деревни Аносино, приписанная к монастырю и освященная Святейшим Патриархом Алексием II (2006).
● мастерская (на хозяйственном дворе монастыря), примыкающая к обители с запада;
● два пруда (для разведения рыбы), расположенные к северо-западу от монастырской фермы и огородов (которые, в свою очередь, занимают территорию за северной оградой монастыря).
Ну а липовая роща, хоть ещё и не разрослась на территории обители, но деревья уже посажены… И кто знает, может лет через …надцать, вернется сюда былая прохлада и спокойствие…
***
Посещая такие места, как Аносина пустынь, почему-то хочется верить в торжество справедливости, хотя подсознательно и понимаешь, что в жизни всё гораздо сложнее, чем в библейских книгах…
Но, что бросается в глаза – насельницы здесь умеют радоваться малому. Не строят всеобщего эфемерного благоденствия, не лезут с нравоучениями, а просто стараются создать в рамках своего, пусть и небольшого, человеческого общежития гармонию и справедливость. Здесь нет стяжательства, а больше думают о душе, полагая, что только в гармонии с ней можно прожить счастливо. Насельницы своим примером, как бы призывают к этому других …
И дело паломников или случайных путников, зашедших сюда, согласиться с этим или нет…
Уметь радоваться малому и делать ” як для сэбэ ” как раз то, что стремительно исчезает из этого извращенного мира. Бог в помощь как насельницам этого островка возрождения духовности так и автору очерков о другом измерении. Спасибо, как всегда душевно.