Вот и пасха католическая на дворе. Время вспомнить про страсти Христовы. Вечная тема, к раскрытию которой приложили руку несметные полчища художников, ваятелей, поэтов и писателей. Вот и я выбрал для вас среди таллинских достопримечательностей ту, где упомянутые библейские мотивы сохранены в камне мастерами начала шестнадцатого века. Познакомлю вас с изюминкой капеллы Девы Марии при церкви Олевисте - кенотафом (символическим надгробием) купца и церковного старосты Ханса Павелса.
Тут можно было бы многое порассказать, но я не стану в очередной раз испытывать ваше долготерпение, уважаемые однокашники. Просто взгляните-ка еще разок на уже знакомую вам по прежним таллинским снимкам церковь Святого Олая, слывшую некогда за 124-х метровую высоту высочайшим сооружением Европы. Посмотрите вниз с ее смотровой площадки. Оцените винтовую лестницу в узкой шахте каменной стены. Полюбуйтесь замысловатыми элементами декора позднеготической мариинской капеллы и сюжетами страстей Господних с напоминающей алтать части кенотафа.
Обратите внимание и на расположенное за металлической оградой изваяние скелета. Со змеей, выползшей у него изо рта и жабой, сидящей на груди. Суть аллегории ныне трактуют фривольно и по-разному. Уж слишком далеки мы от адекватного понимания того, что люди средневековья щелкали как орешки. Это сродни знакомому нам чтению между строк. Требует навыка и знания актуальных реалий, но быстро забывается без практики. Немудрено, что за прошедшие без малого пятьсот лет со времени создания кенотафа аллегорию, ставшей невнятной, подменили немудреной легендой. Вот она.
Давно это было. Дерзнув возвести новую, невиданно высокую церковь магистрат Ревеля средств на это не имел. Решили искать подрядчика, готового выполнить дело в срок и с оплатой по приемке. И такой, вопреки ожиданиям, объявился. Никому неизвестный гигант, без имени. Согласившийся даже от причитающегося ему золота отказаться, коль имя его до окончания работы станет известным. То-то обрадовались горожане. Но чужак работал споро, непостижимо споро. Не успели оглянуться, а уж и стены стоят, и купол в небо упирается. Ужаснулись ратманы - и денег то нет, и имени не разузнали. Разослали шпионов, чтоб как можно скорее узнать, как зовут его. И вот донесли, будто бы кормилица, убаюкивающая младенца в бедной лачуге, напевала:
«Баю-баюшки, малютка,
Завтра Олев наш вернется
Десять бочек золота доставит»
Помчались горожане с ратманами к церкви. А безымянный строитель уж последнюю деталь на кончике шпиля прилаживает.
– Эй, Олев, чуть правее наклони!
Чужак обмер и, оступившись, рухнул наземь, где, испустивши дух, окаменел. Изо рта его выползла змея, а на грудь выскочила жаба. И стало очевидным, что связались ревельцы с самим Нечистым.
Ну, а под занавес представляю вашему вниманию собственноручный (и рифмы ради слегка вольный) перевод надписи со стены за скелетом. Оригинал на старонемецком умышленно опускаю.
Все, что роздал я, со мною осталось.
Что придержал я, порастерялось.
Не заноситесь никто, сознавая,
Дымом рассеется юдоль людская.
Весь репортаж смотрите в проекте "Наши везде" во втором альбоме Таллина на страницах 30-31.
Интересное дело, которое в суете жизни мы не то, что не знаем (возможно, что даже и знаем) – зачастую просто не замечаем… За каждым сооружением, памятником, да и каким-то местом нашего города (района, страны) хранится своя история – свежая в памяти, а чаще всего – обросшая событиями, судьбами людей, а где-то даже легендами (сказаниями). Стоит только посмотреть на данное место сквозь эту призму, как совершенно может быть по-другому начинаешь видеть ранее виденное и казалось бы давно известное и знакомое…
Спасибо большое, Алексей Леонидович, за столь познавательный рассказ-репортаж, интересные ракурсы снимков – как раз навевает на пасхальный мотив сегодняшнего дня…
Всех тех, кто отмечают сегодня католическую Пасху, поздравляю с Рождеством Христовым, а православных – с Вербным воскресением!