Спасо-Андроников монастырь является одним из древнейших и знаковых монастырей Москвы. Кроме того, он считается колыбелью русской иконописи, поскольку один из выдающихся его насельников – Андрей Рублев творил здесь свои иконы, и здесь же, после кончины – нашел свой последний приют…. Поэтому, наверное, неслучайно нынче на территории бывшей обители размещается Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Но об этом чуть позже.

Добраться до Андроникова монастыря не представляет никакой сложности, так как находится он недалеко от центра города – до него можно доехать на метро до станции «Площадь Ильича» или «Римская», а далее, не спеша (за десять минут), дойти пешком. Проход на монастырскую территорию осуществляется ежедневно (с 11:00 до 18:00), кроме среды и последней пятницы месяца, и бесплатно. Учитывая, что здесь нынче располагается музейный комплекс, то за фотосъемку внутри обители нужно заплатить, хотя, по моему наблюдению, если этим делом заниматься неоткровенно, то можно снимать и бесплатно – штатная охрана на этом сильно и не зацикливается…

По преданию, в 1360-е годы за чертой города, к юго-востоку от Кремля, на левом берегу Яузы (на перекрестье двух оживленных путей: одного на восток – во Владимир, другого на юг – через Рязань в Золотую Орду) Киевский митрополит Алексий во исполнение данного им обета основал мужской Спасский монастырь с деревянным собором в честь Образа Спаса Нерукотворного.

Согласно сохранившимся сведениям, в 1354 году митрополит Алексий по пути в Константинополь попал в шторм, в ходе которого он дал обет, что если уцелеет, то построит в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. Этот день пришёлся на празднование Спаса Нерукотворного. Будучи повторно в Константинополе (1356), святейший привез в Москву и икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители 16 августа 1357 года и стала её особо почитаемой святыней.

От данной иконы и в честь первого игумена обители – преподобного Андроника (одного из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского) монастырь и получил в дальнейшем своё название…

С самого своего основания обитель пользовалась особым покровительством как великих князей и московских митрополитов (в 1439 году монастырь получил архимандрию, что подтверждало высокий статус обители), так и общерусского духовного центра – Троице-Сергиевой Лавры (духовное родство с Лаврой выражено в образе Святой Троицы, написанной в «похвалу отцу Сергию», Андреем Рублевым).

Нельзя сказать, что монастырская жизнь проходила здесь размеренно и спокойно. Обитель неоднократно подвергалась нападениям и разрушениям:

● видела литовских князей Ольгерда (1368 и 1371 годы) и Кейстута (1372 год);

● познала разорения золотоордынского хана Тохтамыша (1382 год) и крымского хана Девлет-Гирея (1571 год);

● пострадала от нашествия поляков в Смутное время (в 1611 году);

● прошла через огонь и разрушения французских захватчиков в 1812 году.

При этом, не считая многочисленных пожаров и других стихийных бедствий, которые были вечными спутниками Москвы.

Но, несмотря на все несчастья и катаклизмы, обрушившиеся на обитель, она всякий раз восстанавливалась, становясь лучше и краше.

В 1380 году именно вблизи Спасской обители москвичи встречали возвратившиеся с победой после Куликовской битвы полки князя Дмитрия Донского (был отслужен благодарственный молебен и панихида об упокоении погибших).

Андроников монастырь, как и Иосиофо-Волоцкий, являлся активным участником реформаторской борьбы внутри Русской Церкви (между «иосифлянами» и «нестяжателями») и его стены нередко использовались как место заключения противником иосифлян. В том числе здесь, перед ссылкой в Сибирь, в августе-сентябре 1653 года держали знаменитого проповедника старообрядчества протопопа Аввакума Петрова.

За годы своего существования монастырь тесно соприкасался и мирскими сторонами жизни:

● удивительным образом сочетались здесь покровительство «сильных мира сего» и милосердие к падшим людям: в подклети храма Михаила Архангела находилась фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь погребены отец и мать царицы Евдокии (первой жены Петра I) – боярин Федор Абрамович Лопухин и боярыня Устинья Богдановна Лопухина; племянник царицы генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин, герой битвы при Гросс-Егерсдорфе (1757), смертельно раненный в этом сражении; двоюродная сестра императрицы Анны Иоанновны и другие. При этом с XVII века монастырь являлся и «божедомским» – в нём отпевали скончавшихся внезапной или насильственной смертью людей, а в самой обители находилась одна из древнейших в Москве скудельниц – общее захоронение для таких покойников;

● если до начала XVIII века монастырь имел постоянные источники дохода (например, к 1700 году он владел 210 крестьянскими дворами), то с петровскими (Петра I) реформами обитель постепенно оскудела (часть монастырских средств была пущена на устройство приютов, госпиталей и исправительных домов, а в годы Северной войны – на литье новых пушек). А после проведения секуляризации церковных земель (1764), когда монастырь был причислен ко 2-му классу, его материальное положение только усугубилось и все дальнейшие восстановительные и ремонтные работы в обители велись за счет пожертвований прихожан и щедрых меценатов.

Монастырь, как я уже упоминал, играл также и важную культурно-просветительскую роль:

● в нём была создана и функционировала известная иконописная мастерская, где трудились признанные мастера своего дела Даниил Черный и Андрей Рублев. Кстати, они же расписали фресками Спасский собор обители, которые были уничтожены в XVIII веке при реставрации храма (сохранились лишь небольшие фрагменты);

● в XVI и XVII веках он являлся одним из центров переписки книг; его библиотека содержала значительную часть сочинений Максима Грека;

● в 1810 году при монастыре было организовано и функционировало (до революционных событий 1917 года) духовное училище и библиотека.

К 1917 году в обители, согласно штату, проживало 17 монахов и один послушник.

Советская власть упразднила обитель – она была закрыта в 1918 году, а на ее территории до 1922 года находился один из первых лагерей ВЧК.

В 1922-1928 годах в монастыре располагалась колония для беспризорников, а с 1928 года его территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. Кроме того в 1930-1940-е годы на части его фондов располагались учреждения Наркомата обороны.

В период этой бесхозности монастырю был нанесен чувствительный, и даже непоправимый ущерб:

● в 1929-1932 годах уничтожена колокольня монастыря – одна из красивейших в Москве (разобрана на кирпичи), разрушена южная стена и юго-западная башня;

● в 1927 году разорен некрополь Андроникова монастыря.

И только после Великой Отечественной войны, и то, во многом благодаря неимоверным усилиям известного архитектора-реставратора П.Д.Барановского удалось изменить положение к лучшему – 10 декабря 1947 года постановлением советского правительства был учрежден Музей имени Андрея Рублева (который расположился на территории монастыря), организован и проведен существенный объем работы по восстановлению архитектурного ансамбля обители.

В 1960 году, когда по решению ЮНЕСКО во всем мире отмечалось 600-летие со дня рождения Андрея Рублева, музей открыли для посетителей, а с 1985 года он был переименован в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Нынче посетители музея могут в нём ознакомится не только с историей древнерусской культуры и иконописи, но и с историей древней обители Москвы, в которой жил прп. Андрей Рублев.

Возможно именно благодаря международной значимости культурного наследия монаха Андрея Рублева и его сподвижников, это сыграло злую шутку с дальнейшей судьбой монастыря – когда почти повсеместно в бывших обителях воссоздавалась монастырская жизнь здесь она так и не затеплилась...

Правда, в 1989 году Спасский собор был вновь освящен и стал действовать, как приходской храм… Но какой храм!

Его деятельность не ограничивается только удовлетворением религиозных потребностей прихожан. При соборе:

● действует школа знаменного пения, столь редкого для нынешней Церкви и необычайно красивого по звучанию. При соборе имеется даже свой хор, что также большая редкость для приходских храмов (одну из песен, в его исполнении можно послушать на прикрепленном к посту файле);

● работает иконописная мастерская (настоятель собора – известный иконописец протоирей Вячеслав Савиных);

● ведется активная просветительско-миссионерская деятельность, в том числе с 1993 года выходит сборник статей «Хоругвь», посвященный знаменному распеву, истории и традициям монастыря.

Кроме того в 1993 года у собора Спаса Нерукотворного Образа было даже своё подворье – на территории бывшего Авраамиева Богоявленского монастыря, преобразованное в 1994 году в Патриаршее подворье, настоятелем которого (по совместительству) является настоятель Спасского храма.

В 2010 году собор был удостоен чести посещения его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и совершения в нём малого повечерия.

Выгодное местоположение монастыря (на холме, у реки Яузы) делает его одним из привлекательнейших мест не только данного московского района, но и столицы в целом, а восстановленный гармоничный (с местностью) и цельный архитектурный ансамбль – одной из жемчужин короны культурного наследия столицы.

Современный облик монастыря включает в себя: 1) храмовые сооружения; 2) административные сооружения; 3) монастырские стены с башнями; 4) монастырский некрополь; 5) сооружения, расположенные за монастырскими стенами.

1. Храмовые сооружения.

Собор Спаса Нерукотворного Образа (Спасский собор) является одним из древнейших монастырских храмов Москвы и самым значительным сооружением раннемосковской школы зодчества.

Пропорции главного храма обители, по мнению многих специалистов, являются одними из самых совершенных для храмовых сооружений. Размеры Спасского собора и соотношения между его частями повлияли на определение параметров позднейших монастырских строений. Например, внутренний размер трапезной палаты равен ширине Спасского собора по наружным стенам, ширина Святых ворот – размеру подкупольного звена храма, протяженность южной монастырской стены соответствует его шести длинам и т. д.

Спасский собор, квадратный в плане, представляет собой одноглавый четырехстолпный храм на высокой подклети. Его фасады разделены на три части. С востока расположен троечастный (состоящий из трех частей) алтарь, по центру других фасадов – перспективные порталы.

Пространство храма не загромождено хорами, что придает ему «демократичность», логично нарастая от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам – и так до самого подкупольного светового барабана.

Соборная церковь равномерно освещена, так как окна есть и в стенах основного четверика, и в центральных закомарах, и в барабане.

Храм неоднократно перестраивался. Лишь только в XX веке реставраторам удалось выявить его древние формы и восстановить (1959-1960) близко к первоначальному виду.

В ходе одной из таких перестроек в XVIII веке (судя по всему, непрофессиональных) фрески, сделанные в соборе Андреем Рублевым и Даниилом Черным, были утрачены – сохранились лишь только два фрагмента в откосах алтарных окон.

У южной стороны храма размещен колодец, примерно на том месте, где когда-то, по преданию, первым игуменом обители – прп. Андроников был ископан колодец, считавшийся (как насельниками, так и паломниками монастыря) святым.

церковь Архангела Михаила с трапезной палатой.
Первоначально в 1504-1506 годах был построен торжественный зал (трапезная палата) для приёма своего покровителя (великого князя Ивана III). В первом ярусе палаты располагались хозяйственные службы, а второй – занимал парадный зал трапезной. Большое пространство зала перекрыто четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на расположенный в центре столп. Такая структура, повторяющая появившуюся раньше Грановитую палату Московского Кремля, являлась традиционной для монастырских трапезных палат XVI века.

В 1691 году к трапезной палате был пристроен трехъярусный храм Архангела Михаила (полностью работы завершены только лишь к 1739 году). Хотя церковь возводилась в стиле нарышкинского барокко, господствовавшем тогда в московском зодчестве, она стилистически соотнесена с древней трапезной, постройки объединены общим карнизом из трех рядов поребрика.

Ныне в помещениях трапезной и церкви Архангела Михаила располагается экспозиция Музея имени Андрея Рублева.

● надвратная церковь Рождества Богоматери (Рождественская церковь), построенная в 1756 году над Святыми вратами была разрушенна в 1930-е годы (сохранились только часть её западной стены).

Ныне, после восстановления Святых врат, в помещении над ними, заменившим храм, находится отдел учета и комплектования фондов Музея имени Андрея Рублева.

Звонница, расположенная рядом с братским корпусом (напротив Спасского собора), была сооружена в конце 1990-х годов взамен ранее существовавшей в обители колокольни.

Сама колокольня была выстроена на рубеже XVIII-XIX веков по проекту Родиона Казакова перед Святыми вратами и являлась одной из самых высоких в Москве каменных колоколен (высотой около 80 м). На её втором ярусе в 1803 году была размещена церковь во имя Симеона, сродника Господня. Но, к сожалению, в 1930-е годы этот замечательный памятник архитектуры московского классицизма был разрушен (разобран на кирпичи) и теперь уже вряд ли будет восстановлен…

2. Административные сооружения.

● двухэтажные настоятельские покои, возведенные в 1690 года вдоль южной стены монастыря слева от главного входа (Святых врат).

Здание отличают простота форм и скупость декора, не свойственные современным ему постройкам. Покои неоднократно переделывалось, в том числе в конце XVIII века к ним был пристроен пятигранный тамбур с внутренней лестницей.

Определенный интерес представляют стилизованные изразцовые плитки, вкрапленные в стены здания (с монастырского двора).

В настоящее время на первом этаже настоятельских покоев проводятся периодические выставки, на втором – размещается администрация Музея имени Андрея Рублева;

● каменный братский корпус, построенный в начале XVIII века к западу от Спасского собора, где первоначально размещались «гостиные покои». Пилястры и наличники здания характерны для гражданских построек Москвы и Петербурга того времени.

В 1763 году корпус перестроили, а в начале XIX века – достроили с южной стороны. Тогда же изменилось назначение постройки: в ней разместились кельи монахов. Поэтому корпус получил название «братского».

Сейчас здесь расположен музейный депозитарий;

● двухэтажное духовное училище, возведенное в 1810-1811 годах (из-за войны – было достроено лишь в конце 1816 года) и представляющее собой здание в стиле ампир, украшенное круглыми нишами над окнами первого яруса да полукруглым трехчастным окном мезонина.

В этом здании в марте 1817 года было открыто духовное училище (школа первого уровня для служителей Православной Церкви), где обучалось около 100 учеников.

Ныне в помещении училища размещаются музейные отделы.

монастырские постройки:

служебный корпус (у северо-западной башни обители), где нынче размещается служба охраны Музея и Спасского собора;

хозяйственный корпус (южнее трапезной), где в былые времена хранилась монастырская провизия, а нынче – одно из подсобных помещений музея.

● одноэтажная трапезная «Хлебный дом», построенная в 2011 году в северо-восточном углу монастырской территории. Несмотря на то, что это здание (павильонного типа) сложно назвать капитальным сооружением, оно органично вписано в территорию обители. В нём размещается кафе-трапезная, в ассортименте которого имеются бизнес-ланчи и комплексные обеды (в том числе монастырского меню), а при желании можно организовать свадебные торжества и корпоративные мероприятия…

Кроме того на территории монастыря размещена памятная доска (напротив Спасского собора, рядом с южным углом братского корпуса) в память о погребенном здесь когда-то Андрее Рублеве.

Не так давно (в 2006 году) при реконструкции Спасского собора под его алтарной частью были найдены останки двух монахов, одни из которых, как предполагают, возможно и являются утерянными мощами иконописца…  Но ни подтверждения и опровержения данной версии так до сих пор и последовало…

Значительную часть территории бывшего монастыря занимает пустырь, где за последние несколько десятилетий выросла небольшая березово-осиновая роща

3. Монастырские стены с башнями.

Стены обители первоначально были деревянными, но в XVII веке их заменили на каменные.

После 1917 года от них сохранился лишь небольшой участок между юго-восточной угловой башней и воротами в восточной стене, построенными уже позднее.

Судя по этому фрагменту, первая каменная ограда монастыря представляла собой крепостное укрепление: здесь есть и боевая площадка на арках-печурах, и отверстия подошвенного боя, и навесные амбразуры, и зубцы в форме ласточкиного хвоста.

Северная, западная и большая часть восточной стены возведены в XVIII – XIX веках;

● окаймляют стены три крепостных башни:

–  юго-западная (одноярусная, квадратная в плане);

–  северная (двухъярусная башня: первый (старый) ярус – квадратный в плане, второй (надстроенный) – восьмигранный);

–  юго-восточная (угловая), как и северо-западная башня, – двухъярусная.

Не считая, декоративных башенок справа и слева от Святых врат;

Святые врата, являющиеся главным входом в монастырь. Они появились во второй половине XVII века вместе со стенами монастыря и надвратной церковью Рождества Богоматери.

Ворота были разрушены в 1930-х годах, от них сохранились только малая западная проходная арка. В ходе реставрации архитектурного комплекса обители ворота были полностью восстановлены.

Хозяйственные ворота, расположенные в восточной стороны монастырской стены (напротив здания бывшего духовного училища, за которым в настоящее время имеется импровизированный хозяйственный двор). Ворота выходят на Андроньевский проезд и территорию бывшего монастырского некрополя;

4. Монастырский некрополь появился в обители (как внутри неё, так и у восточной стены, с внешней стороны) со времен Дмитрия Донского и существовал до начала XX века. По преданию, на нём были погребены иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, часть воинов, погибших в Куликовской битве. Здесь также хоронили воинов, погибших в Северной войне 1700-1721 годов, на что Петром I были выделены казенные средства. В 1812 году в некрополе обители нашли земной покой герои Отечественной войны.

Кроме того в XVII веке при обители существовал убогий дом и на территории кладбища проводились захоронения усопших (что проживали в нём), бездомных и «социально прокажённых» (в ямах или склепах, рассчитанных на сто-двести покойников). В одни ямы складывали тела тех, кого предполагалось отпеть (бездомных, нищих, странников), в другие – тех, кому отпевание не полагалось (утопленников, умерших насильственной и вообще внезапной (например, от удара молнии) смертью, казненных, некрещеных младенцев).

В моровую язву 1775 года Спасо-Андроникова обитель по приказу Екатерины II стала местом погребения умерших благородных и чиновных людей. С этих могил и началась история монастырского кладбища как некрополя московской аристократии. Здесь упокоились Барятинские, Трубецкие, Толстые, Аладьины, Щербатовы, Голицыны, Головины, Юсуповы, Салтыковы, Нарышкины – словом, цвет российского дворянства. Здесь же были погребены заслуженные граждане российского Отчества, например, создатель русского профессионального театра актер Ф. Г. Волков (его могила, как и многих других известных людей, была утеряна).

К середине XIX века на монастырском кладбище имелось более тысячи надгробных памятников.

Однако в 1922-1928 годах, когда на территории упраздненной обители устроили колонию для беспризорников, на месте монастырского кладбища (ликвидированного в 1927 году), была построена футбольная площадка…

До наших дней дошли лишь отдельные надгробия этого погоста. Некоторые были восстановлены над приблизительными местами захоронений. Среди них – памятники Полежаевым, Зубовым.

Кроме того у западной монастырской стены расположена сень для старинных надгробий (18 шт.) XVII-XVIII веков, привезенных из Георгиевского монастыря, что располагался когда-то на Большой Дмитровке.

А на бывшем монастырского кладбища (футбольной площадке, а ныне – пустыре, за восточной стеной обители) был установлен памятный крест (в память обо всех усопших, нашедших здесь свой последний приют),

а рядом – сооружена часовня Дмитрия Донского, где, по преданию, были похоронены воины, павшие в Куликовской битве. Часовня (центрической композиции) в основном была  построена к 2004 году, однако отделочные работы в ней до сих пор ещё до конца не завершены.

5. Сооружения, расположенные за монастырскими стенами.

● действующая часовня Троицы Живоначальной (Троицкая часовня), построенная в парке перед монастырем (перед юго-западной башней) в 2011 году архитектором Евгением Катышевым,

которую украшает удивительной красоты флорентийская мозаика рублевской «Троицы» (мастер Марио Антонуччи);

памятник Андрею Рублеву работы известного скульптора О.К.Комова (1932-1994), установленный в 1985 году в сквере недалеко (южнее) от Святых врат монастыря;

памятный камень в память 650-летии образования Спасо-Андроникова монастыря.

***

Неизвестно, как сложится дальнейшая судьба Андроникова монастыря: будет в нём воссоздана монашеская жизнь или нет… Об этом, очевидно, ведомо только Всевышнему…

Но посещая Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева – светский музей, – я поймал себя на мысли, что люди, которые в нём работают – являются высокими профессионалами и фанатами своего дела и трудно сказать, кому больше пользы приносит их деятельность: изобразительному искусству или Русскому Православию…

Пожалуй, лучшего места и не найти, где бы могла быть воссоздана самая главная школа-мастерская иконописцев Русской Православной Церкви, в которой, в тесном союзе молитв и искусства создавались бы новые шедевры иконописи, продолжая и развивая дело одного из величайших мастеров этого дела – Андрея Рублёва…