Знакомясь с монастырями и историей создания каждого из них, нередко ловлю себя на мысли, что в том, что они существуют – имеется определенный «промысел Божий»: просто так они не появлялись (воссоздавались), а которые образовывались случайно – также незаметно и исчезали; череда исторических событий, в которые они были вовлечены, в какой-то мере была им предопределена заранее...
Как правило, своему «долголетию» такие обители во многом обязаны тем ярким и сильным (или как модно нынче говорить – харизматичным) личностям, которые стояли у истоков их создания, и способности сохранить в себе через годы (десятилетия – столетия) преемственность заложенного и «выкристаллизованного» (за это время) истинного «монастырского духа», притягивающего к себе страждущих найти свое душевное спокойствие. При всём при том, имея зачастую общую схожесть своего устройства (архитектурного, организационного, ландшафтного и т.п.), двух совершенно одинаковых среди них я не встречал… Очевидно, эта их несхожесть и привлекает к ним не только паломников, но и самых простых (даже атеистически воспитанных) людей…
Монастырь, о котором я хотел бы сегодня рассказать, не относится к разряду известных и узнаваемых – он самый, что ни на есть обыкновенный (если не считать его молодости), которых не один десяток в Русской Православной Церкви. Однако, несмотря на свой юный возраст, он сумел сформировать своё, несхожее с другими обителями, «лицо», во многом, благодаря Людям, положившим на его Алтарь – кто долгие годы своей жизни, а кто и саму Жизнь…
Свято-Анастасиевский ставропигальный женский монастырь образовался не так уж и давно – весной 1999 года на окраине Житомира (в районе Малеванка) в тихом сосновом бору, на месте бывших развалин графской усадьбы, где в советские годы располагался детский противотуберкулезный санаторий (ул.Сосновая, д.13-а). Он стал первый в истории этого древнего города женским монастырем.
Местные жители до сих пор удивляются: каким образом заброшенные здания бывшего санатория (пришедшие в окончательный упадок в горбачевскую «перестройку») смогли так быстро преобразиться в обитель? И при этом многие из них уверены, что монастырь возрождается чудом Божиим и благодаря двум его славным дочерям: покровительницы Житомира - святой Анастасии Римляныни, а также схимонахини Рафаилы – основательницы монастыря, которую при жизни многие уже считали святой...
Посвящение монастыря преподобномученице Анастасии связано с принесением в Житомир в 1860-х годах святыни – главы святой Анастасии Римляныни, о жизни которой стоит вкратце рассказать.
Прп. Анастасия Римляныня родилась и жила в Риме в III веке н.э. В младенчестве она лишилась родителей, и ее взяла под свое покровительство настоятельница женского монастыря, София. Игумения воспитала Анастасию в горячей вере, в страхе Божием и послушании. Как раз в то время императором Декием (Децием Траян) (249-251) началось гонение на христиан и градоначальник Пров, по велению императора, приказал привести к себе святую Анастасию. Благословленная на страдальческий подвиг за Имя Господне своей старицей-наставницей, юная мученица Анастасия смиренно вышла навстречу вооруженным воинам. Пров, увидев ее молодость и красоту, пытался сначала лестью соблазнить ее и заставить отречься от веры Христовой: «Зачем ты губишь свои годы, лишаясь наслаждений? Что за прибыль отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Поклонись нашим богам, будешь иметь благородного мужа, жить в славе и почете». Святая твердо ответила: «Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие – Господь мой Иисус Христос, и страхом мучений ты не отлучишь меня от Господа!» Начались жестокие пытки. Святая страдалица мужественно переносила их, славя и воспевая Господа. В ярости палачи отрезали ей язык. Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу. Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Всевышний не допустил глумления над святыми останками. Игумения София, извещенная Господом, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами предала его земле…
Святые мощи Анастасии Римляныни, доставленные в Житомир, находились в нижнем храме Преображенского кафедрального собора , однако в богоборческие времена они дважды исчезали: первый раз – когда церковь закрыли и осквернили в 1930-е годы (появились только, когда в 1941 году служба в соборе была возобновлена); второй раз, бесследно – когда закрыли храм, после Великой Отечественной войны. Но верующие все же не теряют надежды, что со временем, благодаря неустанной молитве, мощи святой вновь будут обретены.
Другой личностью, во многом определившей рождение данной обители и приложившей к её становлению титанические усилия стала, как я уже говорил, схимонахиня Рафаила . 50 лет она несла в себе невообразимо тяжелый и по человеческим меркам немысленный крест болезней, которые сделали её физически немощной. Однако юная Нина Чернецкая, ставшая инокиней Серафимой, а потом и схимницей Рафаилой, сумела не просто выжить, но жительствовать – активно и полноценно.
Ведя скромный, аскетичный образ жизни, матушка Рафаила своей мудростью, кротостью, любовью и милосердием распространяла духовное покровительство сначала на людей преимущественно своего региона – Житомирской и Киевской областей. Но в последние годы своей жизни, благодаря народной молве, она получила более широкую известность, и к ней уже приезжали страждущие из России, Беларуси, Молдовы и даже стран дальнего зарубежья. По воспоминаниям очевидцев, встречавшийся с ней хотя бы раз, они испытывали непреодолимое желание видеть и слышать её снова. Её советы, помощь и молитвы помогли многим из этих людей сохранить или восстановить спокойствие в душе, вернуться к полноценной жизни, да и сейчас, когда ё уже нет, продолжают помогать...
В настоящее время в монастыре проживают более 40 насельниц (от 14 до 84 лет) – скромных и приветливых (как мне они увиделись), монашеский наряд которых не в силах скрыть их женского обаяния.
Жизнь здесь мало чем отличается от жизни других монастырей, разве что проведением каждодневной заупокойной литии (перед вечерним богослужением) на могиле первой его настоятельницы.
В обители возобновлены традиционные монашеские формы жития и хозяйствования, ведутся самые разные послушания: в церкви, в трапезной, в саду, на огороде. Есть коровницы, златошвейки, певчие.
Монастырский хор подобран из лучших голосов насельниц, которые усердно изучают теорию музыки и сольфеджио, столь необходимые в церковном певческом искусстве. В ближайшем будущем, планируется, что будет здесь открыта регентская школа, а также мастерская церковного шитья.
Ежедневные богослужения в обители проводятся, начиная с 5 часов утра, и как мне показалось – с особым трепетом в душе.
Кроме того, здесь оказывается и благотворительная помощь, предоставляется бесплатное питание неимущим, а также возможность им подзаработать (благо, что работ по обустройству монастыря – более чем достаточно).
Учитывая подвижническую роль обители и заслуги её первой настоятельницы решением Священного Синода УПЦ (МП) от 10 февраля 2011 года (журнал № 7 ) монастырю был предоставлен статус ставропигии.
Теперь несколько слов и больше фотографий об архитектурно-ландшафтом ансамбле Анастасиевской обители.
Монастырь занимает территория примерно в два гектара (а в перспективе, как говорят старожилы, планируется её расширить еще на четыре гектара). С одной стороны её граница проходит по сосновому бору впритык с грунтовой дорогой, ведущей в ближайшее селение, а северо-восточной стороны – по периметру главного жилого корпуса монастыря.
Обитель встречает всех паломников и посетителей торжественной молчаливостью хвойных деревьев, лёгким птичьим щебетом, а также негромкими голосами нищих, расположенных у Святых врат, и немногочисленных богомольцев.
А взору сразу предстает вознёсшийся к небу строящийся пятиглавый собор.
Архитектурный ансамбль обители в настоящее время еще не полностью сформировался и включает в себя:
● собор Анастасии Римляныни, покровительницы Житомира, который является, пожалуй, одним из наибольших по масштабам из нововозводящихся на Украине храмов. Этот храм стал венцом созидательной деятельности и земного пути первой настоятельницы монастыря – схимонахини Рафаилы.
За образец проекта данного собора взят известный храм во имя великомученицы Екатерины в г. Санкт-Петербурге.
Ступени храма и цокольную часть украшают композиции из лезниковского красного гранита (из него же сооружен мавзолей на Красной площади в Москве). Одних только гранитных балясин под перила лестниц, ведущих к храму, – более 240 штук.
Литые соборные врата с изображениями святой Анастасии и прп. Серафима Саровского (автор – народный художник России Сергей Пресекин, соавтор росписей московского храма Христа Спасителя; скульпторы – члены-корреспонденты Российской академии художеств Алексей Ветшев и Дмитрий Тугаринов), по заключению экспертной комиссии Фонда содействия скульпторам России «Скульптор», признаны уникальным произведением искусства и занесены в каталог «Искусство России» («Rassion art guide-2009»).
Верхний храм – во имя св. Анастасии Рымляныни – имеет позолоченный 11-метровый четырехъярусный иконостас, украшенный резными херувимами.
Нижний храм собора – во имя прп. Серафима Саровского, освященный в январе 2010 г. Блаженнейшим Митрополитом Владимиром (Сабоданом), увенчан резным белокаменным иконостасом.
● церковь Сергия Радонежского, оборудованную по типу домовой церкви: несколько палат объединили в одно пространство, арками выделили солею, под «золото» покрыли иконостас, и получилась дивная, тепло расписанная церковь.
Она расположена между келейным корпусом и монастырской трапезной.
● келейный корпус;
● трапезную;
Келейный корпус с трапезной и церковью Сергия Радонежского были созданы на базе бывших лечебных корпусов санатория.
● Звонницу, которая представляет собой небольшой колокол, размещенный в чугунном каркасе, сделанном в виде часовенки. Данное сооружение, конечно необходимый атрибут монастырской жизни (извещающий послушниц о предстоящих событиях текущего дня), но сооружение это временное, поскольку, как мне известно, уже имеются эскизы будущей часовни, которые будут реализовываться в жизнь после завершения работ над собором.
● Святые врата;
● Церковную лавку. Это здание, стилизованное под монастырскую ограду с башенками, расположено при входе у Святых врат. В период моего посещения обители, работы по его отделке не были завершены, но при солнечном свете оно привлекало к себе внимание играющими на свету внутри помещений витражными стеклами с выложенными в них образами Иисуса и святых отцов. Пока здание не введено в эксплуатацию действующая церковная лавка (довольно-таки неплохая) разместилась в храме Серафима Саровского;
По периметру территории обитель ограждена надежной монастырской стеной (846 метров), которая скрывает повседневную жизнь монастыря от любопытствующих и часто праздных взоров случайных прохожих.
С противоположной стороны от Святых врат, в монастырской стене имеется тыльный (запасной) вход, закрытый для посетителей обители.
На каждом из углов монастырской стены расположены декоративные башенки-часовни, что само по себе уже является необычным архитектурным решением. Единственное, что мне не удалось – это узнать, в честь кого они были освящены, а также зайти внутрь этих сооружений, поскольку они были закрыты…
К сожалению, мне нигде не удалось найти официальных схем архитектурного ансамбля монастыря, поэтому изучал его устройство предварительно – из опубликованных источников, а также в ходе посещения обители. Исходя из этого, предназначение ряда монастырских сооружений я определял или со слов сторожил, насельниц, или собственных умозаключений (поскольку соваться с частыми расспросами к «местному населению», возможно, было бы не правильно ими растолковано).
Еще одно сооружение, расположенное за строящимся собором Анастасии Рымляныни, судя по имеющему статусу монастыря (ставропигия) и внешнему виду, является Митрополичьими покоями (или домом настоятельницы), поскольку для остановки, работы и отдыха в обители Блаженного Митрополита и Патриарха должно иметься отдельное сооружение. Работы в нём в настоящее время также ещё полностью не завершены;
Жизнь, как говорится, берёт свое: кто-то приходит в неё, кто-то уходит… Поэтому на территории обители со временем появилось и своё небольшое (всего шесть могил) монастырское кладбище, на котором нашли свой земной покой
том числе первая настоятельница монастыря схимонахиня Рафаила и духовник Житомирской епархии игумен Лазарь (Чернецкий).
А рядом с могилами расположена поминальная беседка, где можно поставить свечку об усопших и поразмыслить о Вечном… Тем более, что надпись, на могиле первой настоятельницы (написанная ею и завещанная быть помещенной здесь) к тому располагает: «Здесь тлеет сердце, которое часто билось от неописуемой радости, часто страдало от скорби безмерной: его радость была о Господе, а печаль – о грехах и немощах своих. Прохожий, здесь учись жить и умирать!»…
В перспективе, после расширения территории монастыря, погост обители планируется перенести дальше за ограду.
Значительную часть территории нынешнего монастыря занимает хозяйственная зона с различными хозяйственными постройками (складами, коровником, котельной, колодцем и другими сооружениями), а также фруктовым садом и огородом.
Особое бросается в глаза ландшафтное обустройство обители и это неудивительно, поскольку и композиция из зеленых насаждений вокруг монастырского собора и цветники, спланированы здесь главным флористом-биологом известной усадьбы-заповедника графов Потоцких «Софиевка» в Умани.
В перспективе, при входе в обитель (слева от Святых врат и до Анастасиевского собора) планируется создать парковую зону, включающую в себя:
● искусственный водоем, зачатки которого уже видны на местности и сейчас;
● часовню для святой воды, на месте которой покаместь сооружено временное сооружение – беседка;
● колокол для венчающихся.
В углу будущей парковой зоны, недалеко от башенки-часовни у монастырской стены уже сейчас установлен поминальный крест, как напоминание обо всех невинных жертвах, сложивших свою голову на многострадальной украинской земле;
Особый уют монастыря придают его дорожки, часть из которых не асфальтирована, а просто отсыпана гравием и по ходу оплетена изгородью из прутьев.
* * *
Об этом монастыре, честно говоря, я узнал случайно. Зная, что буду проездом в этих местах, решил в рамках «культурной программы» посмотреть наиболее интересные и значимые достопримечательности Житомира и его окрестностей. Найдя и прочитав информацию об этом монастыре, она мне показалась интересной, как и судьба мудрой и мужественной женщины, стоявшей у истоков его создания. Позже, я нисколько не пожалел о потраченных километрах пути и времени на эту поездку. Посетив обитель, я не только соприкоснулся к процессу ее становления, но и открыл для себя ещё одно замечательное место на Земле, где хотя бы на время невольно забываешь обо всей мирской суете и повседневных заботах, где созерцая окружающую тебя гармонию природы и человеческого труда есть возможность лишний раз подумать о самом важной в нашей жизни…
Обилие рассказов Игоря о монастырской жизни, об устройстве и функционале общин, меня сподвигает на понимание, что суть всех этих поселений сугубо мирская, где богослужение это ключевое условие – устав дисциплинарный и внутренней службы, чтобы быть принятым в такое сообщество.
Не знаю, прав ли я, но за кротостью насельников и насельниц я вижу ненависть и нетерпимость к миру людей, страх плотской смерти от бессмысленной человеческой жизни, желание создать свой обособленный рай на Земле, где через “послушание” приобретается индульгенция на жизнь вечную.
Наверное им хорошо от этого. И, соглашусь, что внешне все это выглядит очень благопристойно, чтобы создавать положительный пример для мира, как можно жить уединенно, благочестиво и умеренно, свои трудом получая хлеб свой насущный на каждый день.
* * *
Недавно, дважды в течение недели полежав на операционном столе, я узнал – явственно почувствовал – как она, смерть, приходит. Вот я еще говорю, забочусь о том о сем, и в одно мгновение сознание угасает без твоей воли, и ты не можешь никак контролировать или повлиять на этот быстротекущий процесс, за которым нет ничего и никого – темнота и пустота навсегда. Это происходит так быстро, что не успеваешь ни испугаться, ни сделать ни одного движения, ни сказать ни единого слова…
Красиво процесс индукции (введения в наркоз) описал, ничего не скажешь. Еще французские анестезиологи говорили:”Наркоз-маленькая смерть”. Теперь же анестезиологи стараются более-менее этот процесс превратить в засыпание. Видимо, моим украинским коллегам это не удалось
Насчет монастырей … вот ты пишешь про “ненависть и нетерпимость к миру людей”, а как насчет тех, кто туда попадает через боль и слабость?
Володя, у всех у них с психикой не лады.
По большому счету – легко быть святым в уединении.
Вот тут согласен. На сегодяшний день настоящих схимников можно пересчитать по пальцам.
А что ни говори, каждый репортаж от Игоря Бизюка открывает все новые и новые уголки страны, причем с довольно неожиданной стороны. Игорь – спасибо! Познавательно, читается легко, фотографии в меру и к месту. Все
Да, рассказы Игоря о монастырях всегда интересные и яркие, и что мне импонирует, он никогда не призывает “веровать”, а повествует увлеченно и непринужденно о том, что видел сам.
C возвращением как на сайт так и к теме, Игорь!
Благодарен за возможность виртуально постранствовать вслед за Вами. Подано привычно добротно, познавательно и доступно. Но, отчего то, впервые по просмотру видеоряда не захотелось побывать там самому. Ну разве что оградки-плетенки на своем месте. А от остального назойливое послевкусие ухоженного санатория с православным акцентом.