22 июня 1941 года – печальная дата для всех народов, ныне проживающих на бывшей территории Советского Союза и повод для размышлений. Тогда думали, что если война, то «малой кровью и на чужой территории», а вышло все наоборот – большой и на своей. Нас учили, что были коварная внезапность, наша неготовность, устаревшая техника, не доведенная до конца реорганизация армии и т.д. Позже выяснилось, что не так уж были мы слабы, а кое в чем и превосходили противника. И дрались некоторые неплохо с первых дней войны – особенно там, где командирами были Рокоссовский, Москаленко, Попель и другие им подобные. Жаль, что только некоторые. С тяжелыми потерями и большой ценой победу одержали. Сделали выводы, чтобы такое не повторилось больше никогда. После войны Советская Армия стремительно развивалась и совершенствовалась. Да так, что другие стали нас побаиваться. Но недолго. Пипец подкрался незаметно.
«Несокрушимая и легендарная, в боях познавшая радость побед…», помните, пели такую строевую песню. Теперь же в пору запевать другую: «Где же вы теперь, друзья- однополчане, боевые спутники мои…» Так как «легендарная» потерпела полное и окончательное крушение. Некогда мощная боевая машина рассыпалась на части, из которых собрать аналогичную машину уже невозможно. Хорошо, если от этой машины достался кому-то двигатель, еще что-то придумать можно. А если только один руль?
Мертвого не воскресишь, но задуматься над причинами его смерти не помешает. Тем более, что в обоих случаях причины общие – неготовность высшего военного руководства мирного времени выполнять свои обязанности в экстремальных обстоятельствах.
В Великую Отечественную войну ни один начавший войну высший генерал Красной Армии на своем посту войну не закончил. Войну выиграли полководцы, выдвинутые на высшие должности в ходе войны. Самый яркий из них – маршал Рокоссовский К.К. (начинал войну командиром корпуса в боях под Ровно).
Война отгремела. Постепенно на смену маршалам военного времени пришли генералы и маршалы мирного времени. И…в 1991 г. (50 лет спустя после 1941) армия рухнула в одночасье как карточный домик. Даже войны не потребовалось. Гитлер такого чуда ждал до конца войны, но так и не дождался. Это что же были за полководцы в армии, которые в мирное время прос…ли все, что только можно было. Конечно, можно свалить все на политиков, а себя считать чистенькими, что они быстро и сделали. А присяга народу и правительству государства, которое полупьяные политики на твоих глаза развалили, и которое ты должен был защищать, как говорилось в присяге, «до последней капли крови»? Вас ведь от нее не освобождали. Невольно вспоминается Киевский военный округ и его последний командующий – генерал-полковник Чечеватов. Любил он военную историю и на ее основе поучать подчиненных, а также рассуждать об офицерской чести. Но история такова, что генерал-фельдмаршал Паулюс остался со своими солдатами до конца, так как офицерская честь ему не позволяла бросить их на произвол судьбы. Чечеватов же бросил свой округ, даже не попрощавшись с офицерами своего штаба и стремительно полетел «на ловлю счастья и чинов», не забыв предварительно отправить на свою историческую родину пару самолетов всякого добра. Как сказал бы поэт: «Наш герой рожден был хватом…». Но и только. Другие оказались не лучше. Колчаков, Деникиных, Врангелей на этот раз не нашлось. Единственный генерал на баррикадах – это Макашов (две академии – две золотые медали). Конечно, демократы поносили его, как могли, но с военной точки зрения поступок его безупречен. Надо отдать должное его мужеству. Спрашивается, а куда же подевались некогда «грозные львы», держащие своих подчиненных в страхе: Кочетов, Осипов, Бурлаков и др., одного слова которых было достаточно, чтобы любому офицеру моментально оказаться в какой-нибудь дыре ЗабВО, просто потому, что он чем-то им не понравился. Выходит, короли-то оказались голыми. «Против овца – молодца, а против молодца и сам овца». С другой стороны, хорошо, что это произошло в мирное время, иначе опять бы было большое кровопускание с такими полководцами. И что же это будет повторяться с катастрофической регулярностью? Или же понятие воинской чести как неукоснительного и честного выполнение своих обязанностей в любых условиях поставить во главу угла воспитания офицерского корпуса: «Честь дороже смерти!» Тогда уж точно армия будет непобедимою и легендарною. Тут правда просматривается противоречие: в мирное время лучше быть без чести (проще управлять и должности получать), а в военное время без этой самой чести на победу рассчитывать нельзя. Так откуда же ей взяться в военное время, если она не будет воспитываться в мирное? Не в этом ли корень всех военных неудач?
Тема об армейской чести, Валерий Иванович – тема больная. Не потому что у офицеров этой чести нет, а потому что Вы правильно написали, что в мирное время невозможно в условиях армии (Советской Армии) было в полной мере обладать честью – офицерской. А обладать честью наполовину это проституция. Но мы все выходцы из той армии – советской. Мы все жертвы того политического строя, который в настоящее время, я считаю, мало изменился.
Но мне везло на командиров; может быть потому, что дальше роты я не пошел, и в среде младших офицеров понятие чести еще живет с училищной скамьи. И мне повезло, что в 1988 году я принял решение уволиться из армии с должности командира роты, настоял на своем и прошел с трудностями того периода этот восьми месячный путь увольнения (хотя через год всех уже увольняли пачками по сокращению).
А еще 22 июня в моем внутреннем биологическом календаре говорит о том, что лето закончилось – начинается осень: день начнет уменьшаться, растения в нашей полосе отцвели и дали плоды, и все начинает потихоньку увядать. Ну, а весна у меня начинается 22 декабря. Вот такой странный у меня внутренний календарь.
Вообще, господа, я до сих пор склонен верить, что если на кого можно положиться так это на офицеров. Таким я остался идеалистом.
Хотя давеча звонит мне один наш выпускник. Юра, помоги, мол устроить сына в кадетку. А что его устраивать то, пусть сдает экзамены, и, если не тупой и не дохлый, то поступит всенепременно! Но тут мне открывают глаза – 10000 долларов положи за поступление! Тут гнев мой закипел в груди. Говорю, мол, ты назови мне фамилию этого мудака в погонах, который это сказал – организуем ему командировку в места не столь отдаленные лет на 8-15. Молчит мой товарищ, не называет имени: боится. Система породила и молчунов и мздоимцев. Позже узнал, что и в академию нашу, которой заведует наш выпускник, тоже есть проходные суммы – не маленькие! А вот другого нашего выпускника – Гоголя, который командовал филиалом суворовского училища, похоже до сих пор ищут за взятки.
Но таких, по моему твердому убеждению, не много. И не на них надо равняться, не на них.
Юра, я с тобой не совсем согласен по-поводу, что таких не много. Я прослужил в “незалежной” Украинской армии 17 лет и у меня сложилось стойкое убеждение, что всё в ней решается за взятки: поступления, назначения, перемещения и т.д.
А со статьёй я полностью согласен.
Тогда, получается весьма интересная картина – разворовывание армии начинается с самого начала – с момента дачи первой взятки за поступление в училище. А что – нормальная человеческая природа говорит, если ты отдал свои деньги сегодня, то, попадя в систему, у тебя есть возможность и ПОТРЕБНОСТЬ компенсировать эту сумму различными способами – красть имущество, использовать бесплатный труд подчиненных, использовать военное имущество и ресурсы себе во благо, мздоимствовать, получив должность, когда от твоего решения зависят. Зашибись армия! А я то наивный думал, что не все так плохо…
Но по закону жанра ниже стоящие должны делиться с выше стоящими. А то не получится идилии – когда все берут взятки, а никого не сажают, это говорит о том, что все в доле. Круто!
За что боролись, за что кровь проливали? За эту мразь в офицерских погонах?!
Мы познакомились при странных обстоятельствах: я – замкомандира отдельного отряда Спн, они – зарубежные корреспонденты, освещавшие вывод наших войск из РА. Джеф Крутофф, Ассошиейтед Пресс, Эдуардо де Хунко, национальное информационное Агентство Испании. В Кабуле мы простояли все майские праздники, до 2 мая. За эти пять дней мы хорошо провели время, главным образом – в общении. Меня “выделили” общаться с ними потому, что я единственный свободно говорил по-английски. Когда мы прощались, а прощались мы с Джефом в Киеве, в 94-м, он мне сказал, тебе надо валить из этой страны. Ты здесь пропадешь. Давать взятки ты не умеешь, брать – тем более. Это коммунистический заповедник, даже Польша, которую ты называешь окраиной Российской империи, через пару лет обставит твою страну на десятилетия!
Или еще вот пример. За нашего выпускника. Во время воздушной разведки он с группой остановил трактор. При попытке досмотра душки открыли огонь. Этот человек закрылся солдатом и улетел в отряд. Боец был ранен в живот, проникающее ранение, очень неприятное и болезненное. Окончание истории такое: боец по ранению получает медаль “За отвагу”, сам полководец – “Красную Звезду”. Хотя очень хотел “Знамя”.
Эти люди были, будут, а как будут, зависит от других, с нормальной ориентацией.