Недавно пришлось внезапно и скоротечно побывал в Гродно, …чтобы проводить в последний путь близкого мне человека. После завершения всех скорбных мероприятий настроение было никаким, поэтому я решил пройтись по городу, чтобы хоть как-то развеяться от терзавших меня тяжелых мыслей.

Идя по городу, я и не заметил, как оказался у старинного кладбища (на улице Антонова, напротив рынка) и зашёл туда. Прогуливаясь по заросшим травой кладбищным аллеям и тропинкам, стал невольно вчитываться в надписи на памятниках и емкие, сжимающие до боли сердце, эпитафии, пока случайно не набрел на одну могилу…

На скромном, отполированном дождями и ветрами гранитном памятнике с утерянным неизвестно когда и, очевидно уже навеки, портретным медальоном ясно и зримо просматривалась надпись «Генерал от Инфантерии Георгий Александрович ЗМЕТНОВ. Сконч. 20 ноября 1913 г. На 54 году жизни», а чуть ниже простая эпитафия «Мир праху твоему».

 

 

В голове я стал перебирать фамилии известных мне, по военной истории, царских генералов, но никак не смог припомнить что-либо об этом военачальнике. Генерал от инфантерии – довольно-таки высокое воинское звание (аналог нынешнего генерал-полковника) и как оказался погребенным здесь этот человек и кто он такой (не последний воинский начальник в Российской Империи)? Данная информация как-то подсознательно засела в моей памяти, и я решил для себя по возможности узнать об этом генерале (предварительно сделав фотографию места его последнего приюта), память о котором затерялась, по пришествию ста лет, после его ухода в мир иной... Да и невольно, этими размышлениями Георгий Александрович (Царства Ему Небесного!), помог мне на время отвлечься от скорби жизни...

Утерянный с памятника медальон, как оказалось, был единственной возможностью увидеть образ генерала Зметнова – ни в Интернете, ни в других источниках найти его фотографии мне не удалось (но может всё таки удастся когда-то это сделать?)... А вот скупую информацию об его жизни мне удалось собрать – и я представляю её вам на обозрение. От себя лишь добавлю, чтобы в те времена дослужиться до генерала от инфантерии к 54 годам, да ещё, как говорится, на затворках Империи – это надо было проявить недюжинный военный характер и талант..., что собственно и подтверждается его биографией...

Георгий Александрович Зметнов родился 5 мая 1859 года в Петербургской губернии в дворянской семье. Его дед – Иван Степанович Зметнов (умер 1851 г.), статский советник и чиновник портовой службы, отец – Александр Иванович (21.02.1826).

Закончив 2-ю Санкт-Петербургскую военную гимназию и 2-ое военное Константиновское училище, он, получив 22 мая 1877 г. воинское звание «подпоручик», был направлен для прохождения дальнейшей службы (которая для него началась с 3 сентября 1875 г.) в лейб-гвардии Измайловский полк.

В составе передового отряда этого прославленного полка он участвовал в русско-турецкой войне (1877-1878), начав её с перехода российской-румынской границы – форсирования Дунай в районе селения Зимница.

Данная успешно проведенная операция, по всеобщему признанию специалистов, явилась значительным достижением военного искусства. Ее опыт длительное время служил примером при изучении методов преодоления войсками крупных водных преград. Весьма примечательно, что посетивший незадолго до этого данный район главнокомандующий турецкой армии Абдул Керим-паша, показав на ладонь, заявил окружающей его свите: «Скорее тут у меня вырастут волосы, чем русские здесь переправятся через Дунай»...

В последующем подпоручик Зметнов принял самое активное участие в боях при Горном Дубнке (12 октября 1877 г.); в блокаде города-крепости Плевны (вплоть до 3 ноября); перестрелке с турками на позициях против Шандорника (с 18 ноября по 6 декабря).

Довелось молодому офицеру участвовать и в знаменитом зимнем переходе русских войск через Балканы под командованием генерала Гурко. Этот героический переход носил подлинно творческий характер. Так же, как и при форсировании у Зимницы, здесь расчет командования строился на достижении внезапности. Переход проходил в тяжелейших горных условиях: буран, сильный мороз, постоянная перестрелка с противником. Тем не менее, отряд достиг поставленной цели. Преодолев горный хребет, Георгий Зметнов в составе отряда Гурко участвовал в освобождении Софии.

2 августа 1878 г. Г.Зметнову было присвоено воинское звание «прапорщик гвардии», а 30 августа того же года – «подпоручик гвардии».

После освобождения Софии подпоручик Зметнов участвовал в сражении под Филипополем, затем их полк был отведен в Сан-Стефано, где и находился вплоть до отправки 12 августа 1878 г. морским путем на родину.

В ходе боев не раз ему приходилось идти со своими солдатами в штыковые атаки, проявляя смелость, мужество и самообладание. Не единожды в ходе боев он получал ранения, что в последующем во многом подорвало его здоровье.

В сентябре 1878 года лейб-гвардии Измайловский полк прибыл к месту своей постоянной дислокации в Петербурге. Отличившемуся в боях Зметнову было предложено учиться в Николаевской академии Генерального штаба, куда он и поступил в 1880 году после успешной сдачи вступительных экзаменов.

После окончания академии (по 2-му разряду), получив очередное воинское звание «поручик» (30 августа 1882 г.), Георгий Александрович был причислен к Генеральному штабу и направлен проходить службу в Омский военный округ:

● помощником старшего адъютанта штаба Омского военного округа (с 22 ноября 1883 г.), с присвоением воинского звания «штабс-капитан Генерального штаба» (22 ноября 1883 г.), а 30 августа 1884 г. – «капитан»;

● старшим адъютантом того же штаба округа (с 8 ноября 1884 г.). На этой должности он и получил очередное воинское звание «подполковник» (30 августа 1887 г.);

● в период службы в штабе округа – прошёл цензовое командование ротой в Омском резервном пехотном кадровом батальоне (с 1 декабря 1885 по 14 августа 1886 г.);

● начальником штаба войск Семиреченской области (с 26 июля 1890 г.), где был произведен (досрочно) в «полковники» (5 апреля 1890 г.).

С 14 июня 1896 г. полковника Г.Зметнова назначают начальником штаба 35-й пехотной дивизии, а 31 октября 1899 г. – командиром 138 пехотного Болховского полка.

20 января 1903 г. 44-летнего офицера за отличия по службе производят в «генерал-майоры» с назначением на должность начальника штаба 2-го армейского корпуса, части которого дислоцировались в Вильно, Ковно и Гродно.

С 30 октября 1904 г. по 7 мая 1907 г. – генерал Зметнов служил начальником штаба Ковенской крепости, а с 7 мая 1907 г. по 8 мая 1909 г. – комендантом Очаковской крепости, где 30 июля 1907 г. – ему было присвоено (досрочно) воинское звание «генерал-лейтенант» (со старшинством с 31 мая 1907 г.).

С 8 мая 1909 г. по 9 апреля 1910 г. – генерал Зметнов командовал 6 пехотной дивизией, а с 9 апреля 1910 г. по 21 июня 1912 г. – являлся начальником 9 пехотной дивизии (г. Полтава) и временно исполнял должность командующего 10-м армейским корпусом, который дислоцировался на Украине.

Ратный путь военной службы Г.А.Зметнова был отмечен многими наградами:

● орденами св. Анны 2 ст. (1896) и 4 ст. с надписью «За храбрость» (1878);

● орденами св. Станислава 2 ст. (1889) и 3 ст. с мечами и бантом (1878);

● орденом св. Владимира 3 ст. (1906).

Он также имел светло-бронзовую медаль «В память войны 1877-1878 годов», румынский железный крест «За военные заслуги», серебряную медаль «В память императора Александра III», медаль общества «Красного Креста» и другие награды.

Как боевой офицер и опытный специалист в военном деле Георгий Александрович Зметнов пользовался заслуженным авторитетом у командования. Постоянно требовательный к себе и подчиненным, он отличался исключительно уважительным отношением к солдатам. Он всегда старался воспитывать у воинов чувство товарищества, человеческого достоинства, заботился об здоровье и военной выправке, опрятности и нравственности солдат, выступал против бессмысленной муштры и жестокого обращения с ними. Всячески поощрял инициативу, предприимчивость и храбрость своих подчиненных, постоянно заботился о высоком морально-боевом духе войск. В этом общении с подчиненными генерал постоянно прибегал к своим воспоминаниям периода балканской войны.

Между тем ранения, полученные в годы войны, последующие тяготы и лишения армейской службы, подорвавшие здоровье военачальник, давали о себе знать.

В 1909 году он серьезно заболел. Интенсивное лечение не принесло какого-либо видимого улучшения. 10 июня 1912 г. генерал Зметнов подал прошения на имя императора Николая II следующего содержания:

Расстроенное здоровье лишает меня возможности продолжать военную службу и потому всеподданнейше прошу уволить меня со службы с награждением мундиром и полным пенсионом.

Болезненная слабость не дала возможности Г.А. Зметнову самому написать это прошение. К последнему он приложил лишь дрожащую руку, которая неуверенно вывела лишь букву «З».

Прошение генерала после его рассмотрения было удовлетворено и он уволен с присвоением ему очередного воинского звания «генерал от инфантерии» (21 июля 1912 г.), после чего переехал в Гродно, где через год, в один из ноябрьских дней, тихо ушел из земной жизни, найдя свой вечный приют на гродненской земле...

После себя Георгий Александрович Зметнов оставил не только добрую память в сердцах своих товарищей и однополчан, но и девять детей, в том числе сыновей, которые последовали его примеру, став, так же, как и он, офицерами:

Борис Георгиевич родился в г. Омске, Акмалинской области в 1884 году. Штабс-капитан 3-го Туркестанского стрелкового полка (12.09.1916). В конце Гражданской войны (в феврале 1920 г.) он эмигрировал из России, откуда транзитом через Польшу прибыл в Чехию (04.08.1921), где, не имея средств к существованию, пытался найти себе работу и изучить автомобильное дело. При этом его жена – Евгения Михайловна (1893 г.р.), осталась в России. Эти сведения сохранилась в анкете Б.Г.Зметнова, заполненной им при регистрации в «Объединении Российских земских и городских деятелей в Чехословацкой республике (Земгор)» (анкетно-регистрационная карточка № 510) в Праге 06.08.1921. Других сведений о нём, к сожалению, найти не удалось;

Георгий (Юрий) Георгиевич – полковник лейб-гвардии 2-го (3-го) стрелкового полка. Награжден орденом Святого Владимира (25.02.1917) и Георгиевским оружием (1917, за подвиг в бою 18 июля 1916 на р. Стоход). В 1909 году – подпоручик лейб-гвардии 2-ого батальона (Царское Село). Осенью 1918 г. – руководил 2-м подотделом 2-го отдела дружины генерала Кирпичева в Киеве, в конце ноября 1918 г. – начальник участка под Борщаговкой. В Вооруженных силах Юга России (ВСЮР), в июле 1919 г. - командир роты своего полка во 2-м сводно-гвардейском полку, в октябре 1919 г. - командир сводно-стрелкового гвардейского батальона. Участник Бредовского похода. 20 июля 1920 г. был эвакуирован в Югославию. Однако затем возвратился в Крым, где командовал (с 20 августа 1920 г. и до эвакуации из Крыма) 4-м (Сводно-стрелковым) батальоном Сводно-гвардейского полка. В последующем сведения об его жизненном пути затерялись в анналах Истории;

Дмитрий Георгиевич. В 1909 году – подпоручик, а дальнейшем – капитан лейб-гвардии 2-го стрелкового полка (Царское Село). В Добровольческой армии и ВСЮР; в декабре 1918 г. – командир роты в Сводно-гвардейском полку, в июле-августе 1919 г. – командир 1-го сводно-стрелкового батальона во 2-м сводно-гвардейском полку, а в октябре 1919 г. – в Сводно-гвардейском стрелковом полку. Дослужился до полковника. Эмигрировал в Польшу (1930 – 1937), где сведения о нем обрываются;

Ростислав Георгиевич (1892 – 1920). До 1913 года – подпоручик, младший офицер пулеметной команды Омского 96 пехотного полка. Поручик 272 Гдовского полка. 3 мая 1915 г. за отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий, награжден орденом Станислава 3 ст. Капитан лейб-гвардии 3-го стрелкового полка. В ВСЮР в 1919 году – командир роты в Сводно-гвардейском полку. На 10 января 1920 г. – в общежитии № 1 в Буюк-Дере (Константинополь). В Русской Армии с 16 августа 1920 г. – командир гвардейского батальона 136-го пехотного полка. Полковник;

Ярополк Георгиевич (9 июня 1893 – 1 августа 1978). Полковник лейб-гвардии Царскосельского стрелкового полка. Окончил Нижегородский кадетский корпус, Александровское военное училище. Участник мировой и Гражданской войн – в составе ВСЮР участвовал в Бредовском походе. 20 июля 1920 г. эвакуирован в Югославию. В начале января 1920 г. находился в общежитии № 1 в Буюк-Дере (Константинополь). По некоторым сведениям затем он возвратился в Крым, а после эвакуации ВСЮР переехал во Францию, где работал маляром. Член правления Русского общевоинского союза во Франции. Помощник председателя (с 1956), председатель (с 1967) правления Объединения бывших воспитанников Нижегородского кадетского корпуса. В 1970 году избран в Центральное правление Союза русских военных инвалидов во Франции. Похоронен на местном кладбище, в Сент-Женевьев-де-Буа;

Николай Георгиевич родился 1 марта 1898 г. 16 августа 1910 г. переведен в 3 класс из Нижегородского корпуса. Окончил Петровский Полтавский кадетский корпус в 1915 г. (вице-унтер-офицером), Константиновское кавалерийское училище.

Кроме того, сохранились, пусть и не столь значительные по объему, воспоминания о Георгии Александровиче (в бытность его командования 138 пехотным Волховским полком) в записках капитана этого полка Семена Константиновича Михеева «Воспоминания о Г. А. Зметнове» – ОЖ, 1913, № 49 (с. 715-716).

 

*    *    *

Каждый человек, проживший на этой Земле (неважно много или мало), достоин того чтобы о нём сохранилась история его жизни. Не только как назидание его потомкам, но память для людей.

Когда-то на приёме в Кремле в честь участников Парада Победы 25 июня 1945 года И.В. Сталин образно сравнил людей с «винтиками» государственного механизма, без которых он может разладиться и поломаться... Несомненно, что он, как мудрый руководитель и умный человек, был прав. Очевидно и то, что из частных историй жизни людей (которые у нас почему-то чаще всего привыкли обобщать исключительно в виде статистических данных) и слагается, в конечном итоге, история всей страны. Чем меньше мы знаем о живших до нас людях, тем больше «белых пятен» в Истории... А ведь чем больше, весомее был внесен вклад в страну (область (губернию), предприятие и т.п.) жившими до нас и среди нас людьми, тем подробнее должна быть сохранена о них биография и не должна она предаваться забвению для потомков. Это было бы справедливо для памяти ушедших и полезно для тех, кто придут после них. Иначе, можно со временем превратиться в «иванов, не помнящих родства»...

 

 

P.S. Представьте себе, как было бы здорово, если открыв на сайте училищные выпускные альбомы и щелкнув в них на фотографию любого из выпускников, можно было прочитать о нём исчерпывающую информацию…

…Мечты, мечты,
Где ваша сладость?