Давно уже собирался рассказать вам об этом месте, но всё как-то казалось, что не до конца осмыслил увиденное и услышанное. Такое вот впечатление оставляет оно о себе – постоянно к нему мысленно возвращаешься и всякий раз находишь в своей душе какие-то новые, ранее по-другому казавшиеся, штрихи увиденного и пережитого…
Почаевская лавра – очень разноплановый монастырь (и по местоположению, и по форме). Даже беглое ознакомление с ней потребует немало времени. Исходя из этого, и планировал изначально для себя данную поездку…
Однако, как говорится, «человек предполагает, а Бог располагает». И «располагает» порой так, что то, что казалось бы срывает всё задуманное, каким-то чудным образом «выстраивает» череду событий так, что становится даже лучше, чем того желал…
Вот и в моём случае, по приезду в г. Почаев, несмотря на разгар лета, с утра пошёл по-осеннему затяжной дождь (временами довольно таки сильный) и спутал все мои планы… Поэтому после размещения в странноприимном доме (где я остановился чтобы переночевать) решил, дожидаясь окончания дождя, сходить посмотреть храмы изнутри, а заодно и побывать на воскресной службе (дело было в воскресенье) – скоротав, тем самым, время…
О самих храмах скажу чуть позже. Но то, что благодаря этому я не запланировано оказался на церковной службе в главном лаврском соборе, буквально, перевернуло всё моё ранее существовавшее представление о ней (службе). До этого момента мне приходилось бывать в храмах, когда там осуществлялись требы или проходила служба, но они не произвели на меня такого впечатления (я бы даже сказал потрясения!), которое я ощутил тогда, оказавшись здесь…
Величественность ритуала службы среди святынь (которыми так полон собор), красота исполнения и звучания церковного хора, запахи ладана и горящих восковых свечей, приглушенный дневной свет и древность расписанных фресками стен создавали удивительную ауру для души. И хотя я мало ничего понимал из Псалтыря, который по очереди читали монахи на старославянском языке, мне казалось, что подсознательно я догадывался, о чём там шла речь…
Три часа воскресной службы пролетели как один миг. И за это время я не только с интересом наблюдал за происходящим, но и постоянно вёл с собой мысленную борьбу: что так или не так мною было сделано (не сделано) за прожитые годы…
Особое впечатление произвели на меня присутствующие здесь люди (паломники, посетители). На некоторых из них, как это часто бывает в жизни, я обратил своё внимание ещё до начала мероприятия (у собора, в храме) а затем – и после него. Но что удивительно, те из них, которые мне запомнились до (после) службы и в ходе неё – были, как будто разными людьми. Нет, внешне они, конечно, не изменились, но вот восприятие ими окружающего мира (их взгляд, эмоции) были разительно другими – наверное, более открытыми и без «печати» повседневных забот и печалей… Такой одухотворенности людей я более нигде в других местах не встречал...
Второй раз мне пришлось удивиться, когда я вышел из храма (после завершения службы). Внезапно закончился до этого сильно идущий дождь, небо просветлело, и воссияла на нём радуга – оставаясь там, фактически, до самых сумерек (около двух с половиной часов). Этого времени оказалось вполне достаточно, чтобы осмотреть всю Лавру: побывав во многих местах как в ней самой, так и в ближайшей округе (лаврский скит – Свято-Духов монастырь я посетил на следующий день)… Чему пришлось также удивиться, поскольку обычно такого количества часов на внешний осмотр посещаемых монастырей, часто не хватает…
Отдельно стоит сказать о странноприимном доме (где я остановился). Бронировал номер в данную «монастырскую гостиницу» я специально загодя. Но, наверное, всё же так и смог до конца разобраться, по какому принципу происходил процесс заказа мест для проживания здесь, поскольку сделав свой заказ в числе первых звонящих (за десять дней до посещения обители), к своему удивлению узнал, что все номера были уже заняты, кроме «люксов». Хотя, конечно, допускаю, что из-за большого «наплыва» паломников, которые приезжают сюда, как правило, на несколько дней, вполне возможно, что их (свободных номеров) просто уже и не было. Но благодаря этому мне удалось пожить в «люксовском» монастырском номере…
Единственное различие такого рода номеров от других комнат, как мне показалось, заключалось только лишь в наличии более комфортной туалетно-ванной комнаты. Все остальное было в них аскетически скромно: кровати, стол и иконы – всё то, что минимально необходимо и не отвлекало бы человеческого внимания от духовных бесед.
Трапезная (что при странноприимном доме) выглядела вполне демократической (в ней можно было увидеть людей из различных сословий), а пища – весьма скромная. Поэтому некоторым диссонансом (по крайней мере, во время моего пребывания здесь) смотрелся церковный люд, который зашёл сюда потрапезничать со своей пищей (как мне показалось, далеко не постной) и посудой (одноразовой)…
Приезжают в Лавру, судя по тому, какую речь здесь я слышал, из различных городов и весей. По крайне мере была слышна здесь и украинская, и русская речь (различных диалектов), «англійська і польська мови», и даже что-то из южных языков (то ли греческий, то ли какой-то из языков бывшего югославского народа)…
Кроме того, за время пребывания в Лавре для себя заметил, что восприятие всего увиденного здесь усиливается по мере «погружения» в атмосферу окружающей жизни…
Что касается самого места, где располагается известная обитель, то Почаев, как населенный пункт, является самым что ни на есть небольшим провинциальным городком, если бы не одно «НО»… Но какое «НО»! Почаев – это один из важнейших центров (столиц) Православия (второй, после Киево-Печерской лавры, монастырь на Украине), где постоянно бурлит паломническая жизнь и всё «пронизано» этим духом. Лавра и всё, что с ней связано, является тем системообразующим «предприятием», который, собственно говоря, создал, «держит на плаву» и развивает (!) этот город.
После столь пространных (хотя и общих) впечатлений, лишь кратко остановлюсь на истории создания данного монастыря (об этом вполне подробно изложено и на сайте обители и в многочисленных интернетовских материалах).
Согласно сохранившимся из Истории преданиям, Свято-Успенская Почаевская лавра (укр. Свято-Успенська Почаївська лавра) была основана монахами Киево-Печерского монастыря, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Первое летописное упоминание об этой обители датируется 1527 годом.
Её стены издревле пребывали под особым покровительством Божией Матери:
● здесь, на Почаевской горе (скале), подобно неопалимой купине с короной на голове и скипетром в руке явилась монахам-отшельникам Пресвятая Дева, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала источаться целебная вода (что происходит до сих пор);
● эту землю прославила известная чудотворная Почаевская икона Божией Матери, полученная в дар (в 1597 году) от местной помещицы Анны Гойской (вместе со значительными земельными угодьями под монастырь).
И не единожды образ Божией Матери спасал обитель от разорения.
Так, в 1675 году (5 августа) пятидесятитысячное турецко-татарское войско под руководством хана Нурредина, подступило к Почаеву. Жители соседних поселений сбежались к монастырю, который был обнесён в ту пору только грубым деревянным частоколом. Все, кто только в силах были держать оружие (как из числа монахов, так и из числа мирян) встали на защиту обители. По преданию, во время чтения акафиста перед иконой Почаевской Божией Матери, на небе вдруг расступились тучи и над собором появилась сама Богородица в блестящем сиянии, окруженная ангелами, а рядом с ней молящийся Иов Почаевский. Захватчики, наблюдавшие за данным видением, в ужасе обратились в бегство…
Почаевская обитель, как былинный герой, многие века находилась на рубеже ожесточенного религиозного противостояния, защищая Православие от экспансии Католицизма. После принятия Брестской унии (1596), когда католицизм силой начал насаждаться в традиционных районах распространения Православия, она многие десятилетия «принимала под свою защиту» монахов из опустошенных и экспроприированных православных обителей.
Однако и ей суждено было испить данную чашу сполна – с 1713 по 1831 годы Почаевский монастырь в принудительном порядке превратили в греко-католическую (униатскую) обитель. И только после окончательного присоединения Польши к Российской Империи и восстановления исторической справедливости, она была возвращена в лоно Православия, с приданием ей статуса «лавры» (как признание былых заслуг), по праву, заняв в иерархии существующих монастырей РПЦ почётное место…
С данного периода и до начала первой мировой войны (1914) Лавра активно восстанавливалась, расширялась и вела миссионерско-просветительную и благотворительную деятельность: из запустения был восстановлен (1901) древний монастырь (ставший её Свято-Духовым скитом), появились в ее составе новые храмы, иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам, были построены три гостиницы и больница для приходящих богомольцев.
Дальнейшие события большей части XX века (от начала первой мировой войны и до распада СССР) стали для Почаевской лавры годами долгих и тяжелых испытаний, в которых она не только выстояла (защищая себя и другие обители, храмы от посягательств «воинствующего атеизма»), но и подтвердила своей Верой, что, действительно, является одним из важнейших духовных центров Православия:
● в августе 1915 года австро-венгерские войска, захватив г. Почаев, обобрали обитель насколько было только возможно, а оставшихся там монахов (18 чел.) отправили в лагерь военнопленных;
● в начале 1919 года Лавра была захвачена большевиками, которые разграбили то последнее имущество, которое там еще оставалось (правда, без кровопролития);
● с 1920 по 1939 годы, когда запад Волыни стал частью польского государства, монастырь вошёл в состав Польской Православной Церкви, но постоянно находился под угрозой «ревиндикции» – обратной передачи его храмов под юрисдикцию Римско-католической церкви. И только широкое выступление всего Православного мира не позволило реализовать этого плана;
● в 1939 году (после установления советской власти) у обители фактически всё было отобрано (сельскохозяйственные машины, инвентарь, скот, запасы зерна, продукты питания и т.п.), закрыты детские приюты и приходская школа, ограничив её деятельность богослужением. Не случайно в этот период число насельников обители уменьшилось с 300 до 80 человек;
● в годы Великой Отечественной войны, находясь под оккупацией, монастырь остался канонически верным Московской Патриархии, во многом, благодаря чему и не произошло раскола в Православной Церкви на Украине (чего так добивалось руководство фашистской Германии);
● в 1960-е годы Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений (возможно, одну из самых тяжелых), когда хрущевская дремучесть и волюнтаризм с иезуитским бездушием уничтожала всё, неподвластное его пониманию, и ломала человеческие судьбы. Помимо очередной экспроприации заработанного монастырским трудом имущества, велась активная «идеологическая борьба» (не на жизнь, а на смерть) с носителями «религиозного опиума». Вследствие всего этого, в течение нескольких лет из 140 монахов, что подвязывались в монастыре, в нём осталось всего 35 человек.
Но даже, несмотря на это, Почаевская Лавра все же выстояла. Возможно, что этому в какой-то мере способствовала и её отдаленность от крупных административных центров, что позволяло меньше обращать внимания на неё Властей предержащих …
С распадом СССР, когда путы богоборчества властей существенно ослабли, церковная жизнь в Почаевской лавры стала постепенно нормализоваться и даже расширяться:
● были возвращены ранее отобранные здания, осуществлены ремонтно-реставрационные работы на них и прилегающей территории (вымощен двор, забетонированы дороги). До сих пор осуществляются работы по созданию новых храмов и других культовых, вспомогательных сооружений;
● возвращена большая часть её бывших угодий, где были устроены сады, огороды и пасеки, открыты различные мастерские;
● открылся лаврский скит (закрытый в 1960 годы) – Свято-Духов монастырь;
● последовательно возобновилась при Лавре образовательная деятельность: от пастырских курсов (с 1991 года), духовного училища – до духовной семинарии (с 1994 года).
С 1997 года Лавра имеет статус ставропигиального монастыря УПЦ (МП). Наместники же Лавры в настоящее время обыкновенно находятся в епископском сане (митрополита Почаевского) и являются, кроме того, правящими архиереями (викариями) Киевской митрополии.
Не единожды за последние десятилетия церковными раскольниками (при попустительстве и даже определенном участии светских властей) предпринимались попытки втянуть Лавру и её монастырскую братию в церковный раскол УПЦ , но им этого так и не удалось сделать, а даже напротив - Лавра упрочила свои позиции, как один из столпов Православия на (в) Украине.
Величествен и многогранен архитектурно-ландшафтный ансамбль Свято-Успенской Почаевской лавры, который представляет собой нынче, фактически, небольшой, церковный городок.
Здесь всё предусмотрено так, что позволяет во многом жить обители автономной жизнью, поскольку кроме храмовые (культовых) сооружений в ней имеются и гостиницы, и образовательные, социально-бытовые сооружения, подсобное хозяйство, стоянки для автомобилей, сеть торговых магазинов (церковных лавок), выставочные залы, памятники…
Общая архитектурно-ландшафтного композиция монастыря является террасной, где здания расположены на склонах Почаевской горы, с постепенным повышением до главного акцента – Успенского собора. А учитывая историю обители, в её сооружениях можно увидеть различные архитектурные стили: присущие как древнерусским и католическим храма, так и церквям казацкое барокко. Большинство из них богато настенными росписями, скульптурами и орнаментами.
I. Храмовые сооружения:
● собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (Свято-Успенский собор) – главный храм Почаевской лавры.
Он поражает воображение своей мощью, гармонией и изяществом, величием и неповторимой красотой. Построен был храм в 1771-1782 годах по проекту архитектора Готфрида Гофмана, на месте древних (небольших и разрозненных) церквей.
Собор возвышается над землёй на 56 метров и стоит на горе, что высится над окружающей его местностью метров на 65. Длина храма – 54, а ширина – 40 метров.
Над центральным входом собора встречает всех икона Успения Божией Матери, а сверху его венчает величавый купол. С трёх сторон главный храм окружает большая терраса, ограждённая над стремниной горы железной решеткой, вделанной в 30-ти каменных столбах, на которых устроены искусно высеченные из камня фонари.
Внутри церковь имеет крестообразную форму и разделена на три части аркадами колон. Внутреннее убранство поражает посетителей богатством красок, живописи, линий и форм, граней и ярусов, широтой пространства, зовущего ввысь.
Главный иконостас был выполнен в 1859 году по проекту академика Нестерова и украшают его тридцать три иконы. Иконостас является подарком Лавры от императора Александра II.
Расписывал храм в начале XIX века львовский художник Лука Долинский, а после пожара (1874) роспись обновляли лаврские художники вместе с академиком Васильевым – изображениями, связанными с историей монастыря и событиями из жизни Спасителя.
Помимо главного предела – в честь Успения Пресвятой Богородицы, наверху собора были устроены два боковых придела: слева – во имя святого благоверного князя Александра Невского (1859), а справа – во имя святителя Николая Чудотворца (1842).
Кроме того, в соборе хранятся две главные лаврские святыни:
– Цельбоносная Стопа Божией Матери (о которой я уже писал вначале данного поста);
– Чудотворная икона Почаевской Божией Матери;
● пещерный храм преподобного Иова Почаевского (Пещерный храм), устроенный в 1774 году на склоне Почаевской горы, вход в который начинается от Свято-Успенского собора и архитектурно соединяется с ним.
Чтобы зайти в церковь необходимо спуститься от пристройки в Успенском соборе по крутой лестнице и пройти длинный коридор-галерею, стены которого расписаны ликами святых угодников в земле Русской просиявших.
Сам по себе храм невелик, но очень впечатляют его настенные росписи, повествующие о крестном пути Спасителя (начиная от омовения ног ученикам и кончая положением в гроб), а также других эпизодах его земной жизни.
С левой (глухой) стороны храма (по ходу движения при вхождении в него) имеется проход в каменный грот, где покоятся нетленные мощи преподобных Иова и Амфилохия, и находится маленькая пещерка, где молился угодник Божий Иов. Над входом в грот помещена древняя икона преподобного Иова.
С правой стороны церкви расположены окна, выходящие видом на хозяйственный двор обители и окрестности Почаева.
Венчает данный храм красивый резной дубовый иконостас;
● церковь великомученицы Варвары (Свято-Варваринская церковь), примыкающая к братскому корпусу и освященная во имя великомученицы Варвары и великой княгини Ольги в 1887 году, как Трапезная церковь.
Она и по сей день служит просторной трапезной (столовой) для монастырской братии. Служба в церкви совершается в день престольного праздника и на Светлой седмице.
● церковь преподобных Антония и Феодосия (1858), устроенная и освященная в память Киево-Печерских святых, благословивших монашество на Почаевской горе, представляющая собой небольшой храм с древним иконостасом. Расположена она ниже Пещерного храма;
● храм во имя Святой Живоначальной Троицы (Троицкий собор), построенный (1906-1912) в древнерусском стиле по проекту архитектора А. Щусева, в дань памяти прежнего храма (снесенного во время строительства Успенского собора) и являющийся своего рода зримой проповедью Православия в западном крае.
Его величественный купол, хоры и переходы невольно навевают дух тех стародавних времен, когда святая Русь жила по единому уставу Православной Церкви: от царских палат до покосившейся крестьянской избы…
Расположен данный храм справа от Святых врат и как только их проходишь, то сразу же восстаёт перед взором (во всём своём великолепии) в мозаичной иконе Спас Нерукотворный, со склонившимися перед образом князьями русскими.
Западный вход в собор украшен изображением из мозаики Почаевской иконы Божией Матери. Вокруг иконы парят во славе ангелы, а внизу благоговейно предстоят святые Божии угодники Волынской земли.
Северная сторона украшена изображением Новозаветной Троицы с Голгофой в центре. Стены собора, тяжёлые монолитные, имеют минимум украшений – лишь таинственный орнамент, выложенный кирпичом на высоте хоров.
Иконы в иконостасе храма написаны в строго древнерусском стиле (художник О.Чириков).
Очень интересно по форме и изящно сделано паникадило собора, которое было подарено храму императором Николаем II.
Красиво и зрелищно расписаны стены церкви, где во весь рост изображены святители, святые мученики и мученицы, преподобные, библейские сюжеты. На задней стене храма – картина Страшного суда, справа от Господа – райские блаженства, а слева – вечные адские муки.
Выходя из церкви, каждый богомолец невольно поднимает глаза на это изображение, наводящее на глубокие размышления;
● церковь Похвалы Божией Матери (Похвальная церковь), устроенная и освященная в 1862 году в восточном крыле братского корпуса (там, где раньше помещалась лаврская типография).
Храм был расписан настенной росписью в 1874 году лаврскими иконописцами, большая часть из которых изображает те из праздников, которые празднуются РПЦ в зимнее время (начиная с Покрова Божией Матери и заканчивая Пасхой).
Вся церковь опоясана словами молитвы «Отче наш». А в 1875 году в небольшой верхней галерее северной стороны храма был устроен придел во имя победы Божией Матери над турками и освящен в день празднования 200-летия этого события.
● церковь Спаса Преображения (Преображенский собор) – является вновь строящимся (с 2011 года) храмом, который уже сейчас представлять собой величественное сооружение. А располагается он невдалеке от странноприимного дома (рядом с Экономическими воротами Лавры, ведущими на хозяйственный двор);
● колокольня (1861-1869) своим архитектурным изяществом дополняет красоту и величие ансамбля Почаевской обители.
Это четырёхэтажное сооружение (65 метров), первый этаж которого имеет форму креста, остальные же четырёхугольные.
Северный и южный фронтоны украшены массивными колоннами, над входной дверью – полукруглый резной карниз, а над ним – Почаевская икона Божией Матери, осеняющая лаврский двор. С северной стороны колокольня украшена иконой преподобного Иова Почаевского – стража этой святой обители. Звонница расположена на третьем ярусе. Всего в ней имеется двадцать пять колоколов, самый большой из которых весит 11,5 тон.
Перезвон лаврской колокольни слышан за много километров от самой обители;
● Часовня в честь 400-летия переноса Почаевской чудотворной иконы Божией Матери (1997), что располагается сразу при входе в Лавру (справа, зайдя через Святые врата);
● Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова (2000);
● Летний алтарь;
● Святые врата (1834-1835), напоминающие большой киот, увенчанный крестом. Над вратами большая, писанная на стене икона Богоматери в огненном столпе. На втором этаже Святых врат устроена церковь Рождества Пресвятой Девы Марии. Построены Врата с церковью по проекту и под руководством архитектора Михайловского, а всю каменную и плотничью работу выполнил крестьянин Власий Позняков.
● часовня Успения Пресвятой Богородицы (1864), расположенная на улочке, ведущей от духовной семинарии к Святым вратам Лавры;
● Часовня преподобному Иову Почаевскому, расположенная рядом с Лаврой (в начале улицы Липовой);
● каплица (часовня) Иова Почаевского (2008-2009), расположенная по дороге от Лавры к монашескому погосту (ул. Липовая). Её особенностью является то, что была она сделана в древнем дубе, в дупле которого, по преданию, часто молился прп. Иов;
II. Вспомогательные сооружения
● Архиерейский дом (1825) – величественное здание (заходя на территории Лавры, слева от Святых врат), где нынче располагается иконно-книжная лавка. На верхнем этаже этого дома была устроена (с 1891 года) церковь во имя Архистратига Михаила;
● братский корпус (1771-1780) – ряд зданий (рядом с Успенским собором), в которых и поныне проживает братия монастыря;
● Почаевская духовная семинария, расположенная рядом с трассой (Р-26 – Кременецкая ул.), от которой начинается ответвление дороги к лаврским Святым вратам. При семинарии построена и действует домовая церковь Иова и Амфилохия Почаевских;
● Экскурсионный офис – помещение, примыкающее к Святым вратам, где можно заказать экскурсию по Лавре, лаврскому скиту и другим святым местам, а также купить сувениры и церковную атрибутику;
● Иконные лавки (помимо той, что располагается в архиерейском доме) – как на самой территории обители:
- у братского корпуса,
- у Успенского собора (свечная лавка),
так и на территории, непосредственно прилегающей к Лавре;
● Записной стол, где паломники и посетители монастыря могут заказать различные церковные требы и купить свечи;
● Колодец прп. Иова, где можно взять для своих потребностей святой воды. Над колодцем установлена небольшая часовня (1850).
● Странноприимный дом (гостиница для паломников), о которой я уже вам рассказывал. Он представляет собой соединенные между собой (буквой «Н») жилые здания, фасады которых выходят на внутренний двор Лавры (где располагается Водонапорная башня с бюветов) и на внешнюю сторону, где оборудована стоянка машин;
● Водонапорная башня, откуда поступает вода для нужд Лавры;
● Стоянки для автотранспорта (верхняя и нижняя), расположенные за странноприимным домом, к которым ведут с территории Лавры подземный переход, вход и выход которого украшают часовенки;
● Хозяйственный двор, который только условно можно назвать двором (а скорее, городок в городке), поскольку в нём помимо хозяйственных построек под мастерские, склады и другие хозяйственные нужды, имеют также подсобное хозяйство, фруктовый сад
и даже церковь Всех Святых.
Кроме того на территории Лавры можно увидеть поминальные кресты в честь значимых событий лаврской жизни
и даже безымянные часовенки…
III. Монастырский погост
Монастырский погост располагается при выезде из г. Почаева (в юго-восточном направлении) по дороге к Свято-Духову скиту. Здесь находят свой последний приют усопшие почаевские насельники.
Погост огорожен каменным забором, а на его территории среди безмолвных крестов и в зелени елей стоит кладбищенский храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
На полпути от монастырского погоста к Лавре, с правой стороны от Липовой улицы расположено ещё одно кладбище – городское, где возвышается более внушительных размеров кладбищенский храм – Николаевская церковь, откуда открывается зрелищная панорама на Почаевскую лавру (особенно на закате).
IV. Лаврский скит (Свято-Духов монастырь)
Свято-Духов скит по своим размерам и структуре, фактически является монастырем (причём не маленьким), иерархически входящим в Почаевскую лавру, и расположен он в трех километрах (35-40 минутах ходьбы) юго-восточнее её.
История этой обители начинается с 1197 года (!), когда афонский монах Мефодий воздвиг здесь маленькую часовенку.
В конце XVI века, после очередной моровой язвы, монастырь обезлюдил (малочисленная монашеская братия переселились в Почаевский монастырь) и только лишь в 1901 году на его месте был заложен нынешний скит во имя Святого Духа (который вновь был закрыт 1960-х годах и возобновил свою деятельность в 1990 году).
Учитывая, что обитель расположена в лесистой и слегка всхолмлённой местности, это не могло не сказаться на её архитектурном ансамбле, который гармонирует с ландшафтом.
Посетители и богомольцы, прибывшие сюда, прежде чем попасть в сам скит, должны вначале пройти через Святые врата,
а далее – подняться на скит-гору, заросшую тенистыми лесными деревьями и старым садом, по насыпанной аллее (дороге), окруженной, как стражами, деревьями-великанами.
В стороне от дороги к скиту видны пруды. Как гласит предание, где-то здесь, когда-то был источник чистой воды…
Поднявшихся на гору богомольцев встречает надвратная церковь Онуфрия Великого.
На просторной, ровной площадке стоит с 1902 года стройный каменный собор Сошествия Святого Духа (Свято-Духовская церковь), своей архитектурой напоминающий древнюю церковь. Внизу под Свято-Духовской церковью расположен зимний храм во имя преподобного Серафима Саровского (первый в Российской Империи храм, освященный именем данного святого отца!).
Справа от неё – братский корпус (где живут насельники),
за ней, чуть поодаль – церковь во имя Всех Святых (Всесвятская церковь),
а ещё чуть правее (почти напротив Свято-Духовой церкви) стоит домик наместника скита.
В настоящее время в Свято-Духовой обители построены (завершается строительство) и новые храмы (кому они посвящены – сказать пока затруднительно – во всяком случае, во время моего посещения обители, мне не удалось этого точно узнать):
● один – большой (слева от Свято-Духовой церкви) посвящен то ли Преображению Господню, то ли – одной из икон Божией Матери (Тихвинской???);
● другой – значительно, поменьше первого (слева от Всесвятской церкви, рядом с домом наместника скита), очевидно, посвящен святым отцам – митрополитам Киевским (Алексию, Михаилу);
● третий – расположен в хозяйственной зоне обители.
Кроме того, в скиту также имеются:
● звонница (колокольня);
● часовня (с крестильней) в честь Богоявления Господня;
● монастырский колодец;
● своё приусадебное хозяйство с мастерскими и земляными наделами.
Проживают в скиту порядка 65 насельников, каждый из которых, кроме уставных и монашеских обязанностей, несет ещё и особое послушание в многостороннем натуральном хозяйстве.
Посещая данный скит и разговорившись (в краткой беседе) с одним из монахов, для себя узнал, что живут в нём насельники из различных уголков бывшего Советского Союза, а сам он, как оказалось, – много лет назад приехал сюда из Подмосковья…
* * *
Большое видится издалека… Поэтому, наверное, неслучайно к таким местам, как Почаевская лавра, всегда будет проявляться неослабленное внимание и они будут притягивать к себе – и не только самих верующих, но и тех кто пытаются разыгрывать и использовать «религиозную тему» в своих интересах и далеко не богоугодных делах…
Вот и сейчас, когда Украина вступила в совсем непростые времена (в социально-политическом и экономическом плане), в мутной воде социального хаоса пытаются здесь «половить чужую рыбку» различного рода авантюристы…
Очень надеюсь, что зрелость церковных иерархов и мудрость паствы не позволят втянуть Почавскую лавру в различного рода «разборки» и сохраниться эта обитель, как островок Веры, Надежды и Любви в океане человеческих страстей и социальных катаклизмов, куда всегда смогут пристать и найти успокоение своей Души жаждущие люди…
Как говориться:
…кесарево кесарю, а Божие Богу»
* * * * *
Для тех, кто не смог ещё побывать в Почаевской лавре предлагается к просмотру небольшой видеофильм об этом монастыре…
Оставить комментарий или два
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.