Жизнь часто непредсказуема на события, которые в ней происходят. Порой даже кажется, что кто-то невидимо подводит к ним тебя: где-то запутывая, а где, наоборот, проясняя ранее неведанное (или только знакомое в общих чертах)…

Вот уже как десять лет, в конце октября я прихожу на Николо-Архангельское кладбище (Москвы), чтобы почтить память своего безвременно погибшего товарища. Вот и в этом году, придя к его могиле ранее других сослуживцев и дожидаясь их, я прогуливался по аллее. Всё эти годы, приходя сюда, как-то не особо обращал внимание на окружающие могилу товарища памятники, а нынче невдалеке мое внимание привлек выделяющийся среди них бюст, вернее даже сам его вид – человека в фуражке и мундире с эполетами…

Подойдя к памятнику ближе, я прочитал:

ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА
ГЕНЕРАЛ-МАЙОР
БАТЮШИН НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ
РОДИЛСЯ 11 МАРТА 1874 Г.
СКОНЧАЛСЯ 9 ФЕВРАЛЯ 1957 Г.
В Г. БРЕН-ЛЕ-КОНТ (БЕЛЬГИЯ)
ПЕРЕЗАХОРОНЕН 20 ОКТЯБРЯ 2004 Г.»

И в моей памяти тот час же вспышкой молнии осветилась мысль: «Так это же ведь тот самый генерал, что стоял у истоков создания современной отечественной разведки и контрразведки!» О котором был не только ранее наслышан (не вдаваясь в историю его жизни), но и читал (значительно позже окончания Училища), как увлекательный детектив, его книгу (вернее сказать ксерокопию этого труда), где он интересно, образно, с большим знанием дела и приведением интересных исторических фактов рассказывал о деятельности спецслужб, их значении, задачах, видах и методах работы… И многое из написанного им, не потеряло своей актуальности и поныне, а те, кто трудился (трудятся) на данной «ниве» подчас возможно даже и не задумывались, что всё это было обобщено и систематизировано этим человеком ещё много лет назад…

Вернувшись домой, я с интересом стал искать имевшуюся в Интернете информацию о Н.С. Батюшине, преломляя её через нежданное посещение места последнего приюта генерала и передо мной вырисовывался уже не просто исторический персонаж, а и человек, живший и горячо любивший своё Отечество…

Полагаю, что было бы нелишним напомнить всем нам основные вехи жизни это человека и профессионала своего дела, который, как мне видится, является ещё и знаковой фигурой для определенной части выпускников Училища, о чем мы, в большинстве своём, тогда, учась, и не задумывались…

 

*            *

Родился Николай Степанович Батюшин 26 февраля (10 марта) 1874 года в Астрахани, в мещанской, православной семье.

Уже с детства у него проявились такие черты характера, как настойчивость в достижении цели и трудолюбие. Это способствовало тому, что с ранних лет юный Николай стал проявлять интерес к математическим наукам и иностранным языкам. Каждодневные самостоятельные занятия помогли ему поступить в Реальное училище в Астрахани – единственное в то время доступное для детей незнатного происхождения среднее учебное заведение.

Свою дальнейшую судьбу он связал с военной службой, поступив 5 сентября 1890 года в Санкт-Петербургское Михайловское артиллерийское училище, которое закончил (по первому разряду) в 1893 году, с присвоением воинского звания «подпоручик» (05.08.1891(3?)).

Там он овладел французским, немецким и польским языками, что очень помогло ему в будущей профессиональной деятельности, особенно во время пребывания в служебных командировках в Париже, Будапеште, Берлине и других европейских городах.
Отличало его и большое трудолюбии. Помимо работы он постоянно читал, причем читал все подряд – газеты, журналы, книги. Это было необходимо как для работы, так и для расширения собственного кругозора. Также собирал и обобщал он интересующие его материалы, что в дальнейшем пригодилось ему для чтения лекций и литературного труда.

Для прохождения дальнейшей службы Николай Батюшин был направлен в 4-ю конно-артиллерийскую батарею Виленского военного округа, где служил (учителем и заведующим учебной командой) до поступления в военную академию (1896). Там же, 5 августа 1895 г. он был произведены в «поручики».

Окончив в 1899 году (по первому разряду) Николаевскую Академию Генерального Штаба с одновременным присвоением воинского звания «штабс-капитан» (02.06.1899), он как офицер, причисленный к Генеральному штабу (статистическому отделению), был направлен для дальнейшей службы в штаб Варшавского военного округа («для ближайшего ознакомления со службой Генерального штаба» в масштабе округа), а с 9 апреля 1902 г. – назначен старшим адъютантом штаба 19-го армейского корпуса. 14 апреля 1902 года ему было присвоено очередное воинское звание «капитан».

Следует заметить, что приход молодого офицера в военную разведку состоялся с началом серьезной реорганизации её центральных органов (её переходом из канцелярии Военно-ученого комитета Военного министерства в Управление Второго генерал-квартирмейстера Главного штаба (7-е отделение)) и переоценкой роли и места разведки в системе вооруженной борьбы (военных действий).

С 11 мая 1903 года Николай Батюшин был назначен помощником старшего адъютанта штаба Варшавского военного округа, а с 10 декабря этого же года по 22 октября 1904 года он прошел цензовое командование эскадроном в лейб-гвардии Уланском Его Величества полку.

С 19 октября 1904 года Батюшина направляют помощником старшего адъютанта управления генерал-квартирмейстера 2-й Маньчжурской армии, с присвоением 6 декабря того же года воинского звания «подполковник».

Здесь же в 1904-1905 годах он принял активное участие в русско-японской войне.
Хотя архивах не сохранилось достоверных данных, какими операциями (действиями) занимался в этот период Николай Степанович, однако очевидно, что именно здесь происходило его окончательное становление как организатора в области разведывательной и контрразведывательной деятельности.

Уже как боевой офицер, имеющий опыт практической работы, он был прикомандирован (с 6 по 30 июня 1905 г.) к Главному штабу, а с 30 июня 1905 – назначен старшим адъютантом штаба Варшавского военного округа, возглавив его разведывательную службу.

В этот период особенно ярко раскрылись его дарования, как организатора разведки и контрразведки. Под его непосредственным руководством происходили успешные вербовки высокопоставленных офицеров генеральных штабов Австро-Венгрии и Германии, в том числе Альфреда Ределя, а также пресечение разведывательной деятельности стран Тройственного союза.

6 декабря 1908 года Николай Степанович Батюшин получил очередной воинский чин – «полковник», а в период 1909-1913 годов проходил цензовое командование (для ознакомления с общими требованиями управления и ведения хозяйства) рядом воинских частей и родов войск:

● 16.05. – 29.09.1909 – прикомандирован к лейб-гвардии Уланскому Его Величества полку;

● 21.04. – 22.06.1911 – прикомандирован к артиллерии;

● 29.04. – 01.09.1913 – прикомандирован к 4-му драгунскому Новотроицко-Екатеринославскому полку.

С началом войны, с августа 1914 года он являлся начальник разведывательного отделения штаба Северо-Западного фронта. Предвидя возможность немецкого наступления вдоль побережья Балтийского моря, Николай Степанович заблаговременно позаботился о том, чтобы в портовых городах, которые могли быть захвачены противником, осела наша агентура…

По некоторым данным, найденным в Интернете, с 21 апреля по 31 июля 1915 г. полковник Батюшин командовал кавалерийским полком 4-ой кавалерийской бригады.

6 октября 1915 года Батюшина назначают генералом для поручений при главнокомандующем армиями Северного фронта (а фактически он исполнял должность 2-го генерал-квартирмейстера фронта), с присвоением (06.12.1915) воинского звания «генерал-майор».

Пользуясь высоким авторитетом и доверием Верховной власти в конце мая 1916 году его назначают руководить комиссией по борьбе с мародерами тыла, в ходе работы которой ему с его подчиненными удалось выявить не одну крупную аферу российских торговцев, для которых война стала «матерью родной», в том числе вскрыть организованные синдикатом сахарозаводчиков во главе с банкиром Дмитрием Рубинштейном противозаконные поставки российского продовольствия через нелегальные страны в стан врагов (Турцию и Германию), а также махинации Абрама Доброго, Израиля Бабушкина, Иовеля Гопнера и других торговцев и банкиров…

В начале 1917 года Николай Степанович возглавлял комиссию по борьбе со шпионажем при штабе Северного фронта.

Боевой и ратный труд генерала был отмечен многими государственными наградами того времени:
● орденом Святого Станислава 3-й степени (1901);
● орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (1906);
● орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами (1906);
● орденом Святой Анны 2-й степени с мечами (1907);
● орденом Святого Владимира 4-й степени (03.04.1910);
● орденами Святого Владимира 3-й степени (12.03.1913; 19.05.1913);
● Высочайшим благоволением (09.04.1915).

Однако после Февральской революции 1917 года (в апреле) по сфабрикованным делу Батюшина, как «сатрапа царского режима», новая власть (Временное правительство) арестовала, без предъявления ему каких бы то ни было внятных обвинений. И только после известных ноябрьских событий того же года, освобожденный из под ареста, он поспешил оставить ставший революционным Петроград и отправился на юг страны, где в одном из крымских городов работал то ли простым почтовым служащим, то ли библиотекарем.

В конце 1918 года Батюшин вступил в ряды Добровольческой армии, одним из создателей и руководителей которой был его знакомый по Северо-Западному фронту генерал Михаил Алексеев. Пребывая на второстепенных ролях при штабе армий Вооруженных сил Юга России (при начальнике штаба Крымско-Азовской армии генерале Д.Н.Пархомове, затем в распоряжении штаба ВСЮР), куда влилась Добровольческая армия, он мучительно размышлял о судьбе страны. Судя по письмам, написанным им в тот период родным в Казань, он понимал всю гнилость самодержавного строя (возглавляя комиссию по борьбе с мародерами тыла, он имел на руках данные о неблаговидном поведении царского окружения во главе с Распутиным), видел, как слабо духом Белое движение, а идеи большевизма овладевают широкими народными массами.

После разгрома армии Врангеля в 1920 году генерал Батюшин принял непростое для себя решение об эмиграции (без семьи!!!) в Югославию. Большая часть того времени, что он там прожил, была посвящена преподавательской деятельности в белградском отделении Высших военно-научных курсов, специально созданных для оказавшихся в эмиграции русских офицеров профессором Академии Генерального штаба генерал-лейтенантом Н.Н. Головиным.

И здесь же Николай Степанович работал и над главным трудом своей жизни – книгой «Тайная военная разведка и борьба с ней», которая была издана в 1939 года (в Софии) тиражом 1000 экземпляров и стала в последующем настольной книгой для многих специалистов в данной сфере деятельности.

В 1939 году Н.С.Батюшин переехал в Бельгию, где в г. Брен-ле-Конт прожил до конца своей жизни.

Будучи занесенным судьбой на чужбину, он продолжал переживать за судьбу своей Родины и навсегда оставался её патриотом (в том числе с огромным воодушевлением воспринял победу советского народа в Великой Отечественной войне).

Умер Николай Степанович 9 февраля 1957 г. в одиночестве (в доме престарелых) и был похоронен на местном кладбище, где его могила, со временем, была полузабыта.

По завещанию генерала (и желанию его потомков) он просил, чтобы его прах был предан российской земле, однако данное желание удалось реализовать только в 2004 году при содействии регионального общественного фонда содействия социальной и правовой поддержке ветеранов и сотрудников ФСБ России (после проведенных поисков его могилы с помощью местных жителей) – его прах был перевезен из Бельгии в Москву и перезахоронен на Николо-Архангельском кладбище.

Первоначально на его новой могиле стоял крест и старая надгробная плита (из Бельгии), а в 2009 году по проекту скульптора Саида Губаийдуллина был создан и установлен на ней надгробный памятник, что стоит и ныне. Материалом для бюста послужил бетон с нанесенным сверхпрочным покрытием, а скульптурное изображение с постаментом сварили рабочие Московского шарикоподшипникового завода.

Представляют интерес и сведения о семье генерала Н.Батюшина, приоткрывающие личностные качества и переживания этого человека.

Его жена – Агриппина (Инна) Владимировна Депрейс (21.12.1979 – 07.1961) являлась потомственной дворянкой из Казанской губернии, имевшей французские корни. В раннем возрасте она потеряла родителей и воспитывалась у тети. Её знакомство с будущим мужем произошло после окончания ей института благородных девиц в Казани, когда она приехала в польский город Сувалки, к своим родственникам. Там же в 1900 году они и поженились.

Война 1914 года, как потом оказалось, навсегда разлучила Н.Батюшина с его семьей. Последняя его встреча с женой состоялась в конце июня 1914 года в Варшаве…

А далее …Ирина Владимировна мужественно переносила разлуку с любимым мужем, очень редко получая он него краткие известия (письма), приходившие из-за границы. Помимо душевной боли, вся тяжесть по воспитанию их детей и отчасти внуков легла на её хрупкие плечи. А что чувствовал в душе Николай Степанович, в одиночестве находясь на чужбине, можно только догадываться…

В семье у Н.С. Батюшина имелось пятеро детей:

● дочь – Батюшина (Кузнецова) Ольга (1901-1982), которая всю жизнь прожила в г. Казани, где работала в Казанской филармонии;

● сын – Батюшин Михаил (1903-1922), который в 1921 году добровольцем ушёл в Красную армию. Воевал он на Туркестанском фронте с басмачами и умер от полученных ран в 1922 году в госпитале г. Кушки;

● дочь – Батюшина Татьяна (1905-1959), также прожившая свою жизнь в г. Казани и, обладая прекрасным голосом, проработавшая солисткой Ансамбля песни и пляски Татарской АССР;

● дочь – Батюшина Елена (1907- ок.1925) была младшей и любимой дочерью Николая Степановича. Она, к сожалению, рано ушла из жизни, умерев от аппендицита, вызванного некачественным хлебом, которым питались в те далекие голодное время;

● сын – Батюшин Владимир (?) умер ещё в младенчестве (в годовалом возрасте).

Кроме того ныне здравствуют внук (полковник запаса, участник Великой Отечественной войны, ветеран ВС СССР Михаил Николаевич Кузнецов) и правнук (ветеран военной службы, доктор исторических наук капитан 1 ранга Андрей Михайлович Кузнецов) генерала Батюшина – офицеры Советской и Российской армии. Они же и присутствовали на перезахоронении своего деда (прадеда) на российской земле…

 

*            *            *

 Как сказал когда-то в одном из своих стихотворений Александр Кушнер:

Времена не выбирают,
в них живут и умирают…»

Не выбирал своё время и Николай Степанович Батюшин. И жизнь свою прожил он сполна испив её чашу: испытав и радость, и горечь, совершив в ней и героические дела, а в чем-то и где-то, возможно, ошибки… Но делал он всё это искренне и честно, служив верой и правдой своему Отечеству и оставив может и не такой большой, но яркий СЛЕД в его Истории.

Дай Бог, чтобы и каждый из нас смог привнести в Историю своего Отечества посильную и полезную лепту, как это сделал в своё Время генерал Батюшин…