Истина всегда одна, а правд может быть столько, сколько мнений («дискуссии» на данном сайте тому подтверждение). А если говорить о человеческих пристрастиях (симпатиях) – то их и того больше, и при этом они могут быть диаметрально противоположными.

Кто-то, например, считает Г.К.Жукова выдающимся полководцем, а кто-то – обвиняет его в чрезмерной жестокости по отношению к своим войскам (что он «достигал военных побед» исключительно «пушечным мясом»), для одних А.С.Пушкин «это наше всё», а для других – он картежник, ловелас и посредственный поэт-плагиатор, незаслуженно назначенный «советским пропагандистским аппаратом» чуть ли не ПЕРВЫМ среди российских поэтов…

Не вступая в какие бы то ни было споры (оставив всё это на предпочтение (убеждение) и эстетический вкус каждого из нас), хотел просто поделиться с вами впечатлением об одной из своих поездок, которая была связана с желанием более подробно узнать о жизни человека, творчество которого (не только литературное) мне интересно.

Речь пойдет о Пушкиногорье – месте, где находится «родовое гнездо» А.С.Пушкина.

Сразу оговорюсь, что хотя и существует немалое число других выдающихся российских поэтов, имеющих свою нишу в Литературе (которые мне не менее интересны), но все же Пушкин занимает среди собратьев по перу, на мой взгляд, особое место.

Ещё в 1859 году поэт и литературный критик Аполлон Григорьев определил место Александру Пушкину в российской литературе: «А. Пушкин – наше всё». Однако в советское время, эта фраза превратилась чуть ли не в идеологическую мантру, и как клише, произносилась (ставилась), где не попадя, зачастую забывая о контексте сказанного. А далее к данной фразе А.Григорьев продолжил: «Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами».

Пушкин, конечно же, мне нравится своей поэтической индивидуальностью (его «онегинскими строфами», легкостью рифм, созвучием и богатством языка), но именно эта его природная одаренность и умение затронуть струнки российской души, сделали, на мой взгляд, его творчество (не только поэзию, но и прозу) притягательным для многих любителей словесности.

А еще представляет для меня интерес биография жизни этого человека, вернее сказать, определенная недосказанность в ней…

Немало трудов и художественных книг, было посвящено его жизни, среди которых в первую очередь следует выделить работы С.С.Гейченко (основателя и хранителя пушкинского заповедника), Ю.Н.Тынянова и Г.И.Чулкова. Однако в них крайне скупо сказано об одной из сторон его земного века – «государевой службе»…

В биографических работах о поэте подробно написано про его творчество и свободное времяпровождение (посещении салонов и балов, карточных «увлечениях», о поездках-путешествиях), но крайне скудно сказано про его деятельность в Коллегии иностранных дел, куда он был определен после Лицея.

В такое «учреждение» (даже в те, далекие времена) случайных людей, как правило, не брали, поскольку данная работа требовала аналитического склада ума, каждодневного оперирования немалым объемом разрозненной информации и подготовку Министру (Государю) необходимых рекомендаций для принятия ими решений в международных делах. А учитывая немногочисленность данной структуры, вероятно, что каждый «рабочий штык» в ней был на счету…

Гражданская поэзия Пушкина (в которой просматривается его способность масштабно видеть проблемы, как внутриполитической жизни России, так и межгосударственных отношений – одно только стихотворение «Клеветникам России» чего стоит) косвенно подтверждает это, как и его профессиональную зрелость.

А учитывая, что в те времена значительная часть из работников указанной структуры занималась (в меру своей вовлеченности) кроме того ещё и отчасти политической разведкой, то, хоть и с натяжкой, но можно предположить, что и поэт был в какой-то мере причастен к ней (хоть и не заканчивал киевского Училища :) ).

И то, что его «зарплата» была куда выше оклада «коллежского секретаря» (вряд ли за его поэтические дарования), а сам он был «невыездным» из России (скорее всего, не из-за своих политических взглядов) – всё это также наталкивает на определенные раздумья…

Однако подтверждение или опровержение этому в официальных документах я для себя так и не нашёл, поэтому всё это – не более, чем пища для размышлений…

Но, тем не менее, данные обстоятельства и, конечно же, прежде всего его поэтическое творчество, связанное с псковской землей, сподвигли меня на поездку в Пушкиногорье, чтобы самому посмотреть эти места, а также лишний раз убедиться в справедливости григорьевских слов (проникнуться той обстановкой, где он жил и творил свои литературные труды).

 

Пушкинские места на псковской земле (получившие в честь поэта название «Пушкиногорье») помимо «родового гнезда» – имения «Михайловское» (доставшегося по наследству матери поэта) включают в себя ещё несколько мест, связанный с жизнь А.С.Пушкина – это усадьбы «Петровское» (родовое имение Ганнибалов – прадеда и двоюродного деда Пушкина) и «Тригорское» (поместье соседей и друзей А.С. – Осиповых-Вульф), деревня Бугрово, а также Святогорский монастырь (где поэт нашёл своё земное упокоение).

Все они расположены в поселке Пушкинские горы и его окрестностях.

В данном очерке не ставил себе цели рассказывать вам об истории усадеб и их владельцах – с этим всем можно ознакомиться на сайте музея-заповедника «Михайловское», а более хотел показать наиболее яркие, на мой взгляд, пушкинские места, которые вдохновили когда-то Александра Сергеевича на литературное творчество.

Возможно, что посмотрев данные фотографии (а если представится возможность – и воочию побывав там) они помогут вам более понять пушкинское «Что в имени тебе моем?»…

 

 

* *

 

Михайловское является родовым имением матери А.С. Пушкина, его поэтической родиной, местом духовного становления поэта. Здесь он жил и творил в 1817, 1819, 1824-1826, 1827, 1835 и 1836 годы.

Несмотря на то, что сооружения имения почти все были разрушены в годы лихолетий 1920-х и 1940-х годов, после Великой Отечественной войны они были восстановлены (воссозданы заново). А вот парковая зона имения (в том числе её планировка) сохранилась в хорошем состоянии.

Центральным объектом Михайловского, конечно же, является прежде всего, хозяйский дом (небольшой, скромный, но уютный внутри),

в котором главное место занимает кабинет А.С., где из-под пера поэта появлялись новые строфы и строчки, превращаясь в стихотворения и повести.

Из окон, расположенных на северной части здания, видна протекающая рядом река Сороть,

а выйдя на крыльцо, открывается красивая панорама на озеро Кучане и вытекающую из него речку.

Подле дома располагается ряд вспомогательных построек:

баня (домик няни Арины Родионовны);

кухня-людская (в нём располагалась господская кухня и жилая комната, где проживала кухарка с семьей);

контора управляющего;

дом приказчика Калашникова.
В них размещаются нынче служебные помещения (охраны музея, её администрация и кассы);

колония литераторов (расположенная напротив господского дома), уже построенная в 1911 году и где в настоящее время функционирует музей заповедника.

Въезд во двор усадьбы обрамляют небольшие ворота,

рядом с которыми стоит салютная пушенька (для встречи прибывающих гостей).

Перед господским домом расположен дерновый круг, который в былые времена объезжали конные экипажи хозяев и гостей. Липы и вяз в центре круга были посажены ещё в 1899 году сыном поэта Г.А. Пушкиным.

В некотором отдалении от господского дома (но в пределах шаговой доступности) расположены:

дом управляющего Г.Ф. Богданова (управлял усадьбой, после её выкупа государством в 1899 году), в котором в долгие годы (с конца 1940-х годов и до кончины) проживал хранитель заповедника С.С. Гейченко;

погреб;

ледник;

большой каменный амбар (построенный сыном поэта Г.А. Пушкиным), где хранился лён, а нынче он используется как выставочный павильон.

Но главной достопримечательностью заповедника (её душой), несомненно, является усадебный (Михайловский) парк – образец садово-парковой архитектуры конца XVIII - начала XIX веков.

Зайти в парк можно с трех сторон: от д. Бугрово, с. Тригорское и от автостоянки, расположенной с восточной стороны от усадьбы.

Идя от автостоянки, необходимо пересечь праздничную поляну (где в теплое время года, в пушкинский праздник – в начале июня – проходят культурно-массовые мероприятия).
А зайдя в парк, взору сразу же открывается каскад прудов.

Вначале пруд с «Островом уединения» (одно из любимых мест поэта в михайловском имении)

Блажен, кто в отдаленной сени,
Вдали взыскательных невежд,
Дни делит меж трудов и лени,
Воспоминаний и надежд;

а далее, пройдя (вдоль большого каменного амбара) по аллее, – горбатый мостик через «пруд под сенью ив густых», ведущий непосредственно к центру усадьбы.

С околицы Михайловского открывается вид на озера Кучане (за ним – усадьбу «Петровское»)

и Маленец,

пойму реки Сороть,

«холм лесистый» и Савкину горку – классический русский пейзаж, нашедший отражение в поэзии А.С. Пушкина:

Вот холм лесистый над которым часто
Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро воспоминая с грустью
Иные берега иные волны...

От входных ворот дорожка ведёт к мемориальной еловой аллее, посаженной в 1780-х годах дедом А.С. Пушкина О.А. Ганнибалом. Ели расположены здесь так густо, что защищают прогуливающих под ними людей от дождя, а зимой – прикрывают от снега (и, соответственно, нет необходимости в очистке аллеи от снега).

Еловая аллея заканчивается восстановленной часовней Михаила Архангела. Далее от нее пролегает дорожка, ведущая в д.Бугрово (откуда также можно зайти в Михайловскую усадьбу).

Слева от еловой аллеи расположена мемориальная липовая аллея Керн, по которой, по воспоминаниям А.П.Керн, поэт совершил прогулку с ней летом 1825 года. Возможно, что именно здесь и родились в голове влюбленного поэта  знаменитые  строчки:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…

От аллеи Керн дорожка ведет через Михайловский сад (где расположена чайная беседка) к «Острову уединения»,

подле которого установлена скульптура Г.В.Додоновой «Пушкин-лицеист».

Направо от еловой аллеи дорожка ведет

к «Черному (Ганнибалову) пруду» (свое название он получил из-за темных водорослей, придающих водоему темный оттенок, напоминающий «смуглость» прадеда и дедов А.Пушкина).

В Михайловском парке находятся древние славянские захоронения – курганы V-X веков, среди которых гармонично вписался и искусственный грот.

Выйдя из парка с западной его стороны,

и обойдя озеро Маленец (с юга)

по дороге, «изрытой дождями»

можно выйти к древнему городище Савкина Горка.

Городище расположено на вершине холма,

посредине которой расположена восстановленная в XX веке старая (начала XVI века) часовня

и перенесенные с других мест старинные каменные кресты.

С высоты Савкиной Горки открываются красивые ландшафтные виды на окрестности Михайловского и Тригорского.

От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам.
Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям...

Не случайно Савкина Горка  была одним из любимейших мест А. С. Пушкина на Псковщине и он даже хотел её выкупить, сделав своим поэтическим пристанищем: «Я бы построил себе там хижину, поставил бы свои книги и проводил бы подле добрых и старых друзей несколько месяцев в году», писал он в 1831 году П. А. Осиповой-Вульф. Однако этим его мечтам так и не суждено было осуществиться…

В Михайловском парке, вдоль аллей и дорожек расположено вполне достаточное количество знакомых по форме «онегинских» скамеек, где можно неспешно передохнуть и продолжить дальнейшее путешествие по пушкинским местам…

 

* * *

 

Другим, не менее значимым пушкинским местом, по праву, считается усадьба «Тригорское», где А.С. проводил не меньше времени (если не больше), чем в Михайловском.

Собственно говоря, многие пушкинские строчки из «Евгения Онегина», посвященные деревенской жизни и трагическим событиям, описанным в этом романе, родились именно здесь и перенесены в произведение из данной местности.

Поэтому за запечатлёнными здесь кадрами можно угадать те или иные события «предания старины глубокой»:

● стоящую под склонившимся дубом скамью Онегина, где происходило объяснение Татьяны с Евгением и где:

...Сквозь слёз не видя ничего,
Едва дыша, без возражений,
Татьяна слушала его.

Отсюда же открывается прекрасный вид на приволье полей, лугов и зеркальные излучины Сороти;

баньку, где

Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;

дуб уединенный, описанный поэтом в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»:

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

каскады прудов:

- малый;

- средний;

- большой;

● многочисленные аллеи,

среди которых пролегла и «аллея Татьяны»;

церковь (приходская) Св. вмч. Георгия Победоносца, которую любил посещать А.С.

За её алтарем в последующем был обустроен некрополь Вындомских, Осиповых-Вульф (соседей Пушкиных)

и здесь же обрел свой земной покой основатель и хранитель пушкинского заповедника С.С.Гейченко.

Тригорское имение прельщало поэта своими удивительно красивыми пейзажами и, очевидно, дарило ему вдохновение…

Там, у раздолья, горделиво
Гора трехолмная стоит;
На той горе, среди лощины,
Перед лазоревым прудом,
Белеется веселый дом...

Но и в дали, в краю чужом
Я буду мыслию всегдашней
Бродить Тригорского кругом,
В лугах у речки, над холмом,
В саду, под сенью лип домашней.

 

* * * *

 

Другим местом, куда Пушкин приезжал в гости, была усадьба его родственников (по материнской линии) в селе Петровское, что расположено с восточной стороны от озера Кучане.

В этом имении проживали:

первоначально его прадед – «арап Петра Великого» (сохранился его скромный, но очень уютный дом),

В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап…

а в пушкинский период – его двоюродный дед, генерал П.А. Ганнибал, к которому он проникся глубокой симпатией и часто к нему приезжал, чтобы послушать воспоминания о петровских временах и истории его рода…

Хотя само имение и небольшое, но главной его «жемчужиной», несомненно, является парк (на площади почти 9 га), лично устроенный двоюродным дедом.

Гармонию парка создают геометрическая планировка и удачное использование естественного рельефа.

От столетних деревьев (лип) веет не только прохладой (даже в знойные дни), но и Вечностью.

А поднявшись на беседку-грот (что в конце парка), взору открывается озерная гладь Кучане:

Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим…

 

* * * * *

 

Южнее Михайловского, примыкая к его парку, расположена деревня Бугрово (нынче – музей «Пушкинская деревня»), где под открытым небом, воссоздано крестьянское хозяйство в том виде, каким его знал Пушкин, и каким оно дошло почти до конца XX века. Поэт, проживая в михайловском имении, часто бывал в своих деревнях, проводя время среди крестьян (в их трудах и отдыхе), подспудно обогащая себя народным фольклором,  сочностью и образностью русского языка…

Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда...

Псковские деревни в те времена были малочисленны (1-2 двора…) и, как правило, включали в себя:

дом крестьянина (состоящий из избы по-черному и горницы);

постройки чистого двора;

● крытый скотный двор;

гумно;

сенной сарай;

баню.

А если рядом была речка (озеро) или пруд (как в Бугрово),

то у зажиточных крестьян могла быть и мельница.

 

* * * * * *

 

Хотя А.С.Пушкин и провел в этих местах и не столь много лет своей жизни, но он полюбил эту землю всей своей душой и сердцем.

Очевидно, поэтому и неслучайно, как он и завещал, на этой земле он приобрел свой последний земной приют – в Свято-Успенском Святогорском монастыре, где за алтарной частью собора, рядом с его предками находится могила великого российского поэта…

Посетив данные места, ощутив в них пушкинский дух (соприкасаясь с историей жизни этого человека), как-то по-другому читаются пушкинские произведения, в том числе и те нетленные строки, о которых я упомянул в начале этого очерка…

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.

__________________________

P.S. Для заинтересовавшихся - небольшая видеоэкскурсия по пушкинским местам…