Бывает так, что, сняв очередной кадр, ты вдруг совершенно неожиданно понимаешь: все, съемка закончена, ты уже имеешь изображение, ради которого все и затевалось. Долгая дорога, две недели жизни в лесу, дождь, грязь, десятки пройденных километров и прочие прелести полевой жизни — все сконцентрировалось в одном единственном снимке. Да, есть еще много фотоматериалов, но этот снимок перевешивает тысячи фотографий, отснятых ранее. Он — вершина, в нем есть все те эмоции, которые присутствуют и в других фотографиях, сделанных в этой экспедиции, но здесь все они сошлись в одной точке. Это жительница села Сергейцево Пустошкинского района Псковской области. Положив цветы на братскую могилу, в которой только что были захоронены 79 бойцов Красной Армии, погибших в 1943—1944 годах, она проходит перед строем поисковиков. Свидетельница тех событий, она помнит все...
Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат, - сказал некогда генералиссимус Суворов. Эта война продолжается... в мертвых и живых.
Представляю фоторепортаж Алексея Скоробогатько (1983 г.в.), который недавно участвовал в экспедиции по поиску и перезахоронению солдат и офицеров Великой Отечественной. Торжественное захоронение 79-ти бойцов РККА, погибших в боях за освобождение Пустошкинского района Псковской области в 1943-44 годах, было произведено по окончании работ в поселке Сергейцево на мемориальном кладбище. А сколько их таких рассыпано по Европе - убиенных, не опознанных, покоящихся в земле?!
Фоторепортаж объемный, но смотрится на одном дыхании.
Вдруг подумалось, что мы неправильно трактуем изречение Суворова – «Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат».
Многие думают о том, что надо найти и идентифицировать всех убитых в войне и захоронить с (воинскими) почестями. Это важно, но генералиссимус говорил не об этом.
Сейчас я уверен, что Суворов говорил о том, что победой/поражением война не заканчивается, она продолжает жить в каждом выжившем солдате этой войны, неся в мир через выживших всю свою мерзкую палитру проявлений, деля мир на своих и врагов. И только когда последний носитель этой ауры конкретной войны умрет, тогда и заканчивается антагонизм той войны.