Часть 8. Возвращение
Тепло попрощавшись с хозяевами, с утра пораньше покинули такой гостеприимный дом. Заехали в Листвянку и, набрав в истоке Ангары свежей байкальской воды, развернулись на Иркутск.
То, что ожидается приезд Путина, было видно по усиленным мерам безопасности. На каждом перекрестке и съезде по две патрульные машины ДПС, вдоль опушек леса небывалое количество «грибников», которые хоть и с корзинками в руках, но больше смотрели на машины, чем на грибы. Но нас никто не останавливал. Андрей отхлебнул из запотевшей бутылки недавно набранной байкальской воды и сказал, что сроду в жизни не пил такой воды. Тут по радио начали передавать местные новости и сообщили, что на одном из дайвинг-центров в Листвянке при погружении аквалангистами был обнаружен на дне обезглавленный труп мужчины. Андрей, делая очередной глоток, аж поперхнулся. Посмотрел вопросительно на бутылку и сказал, что это, наверное, далеко от истока Ангары, да и байкальские рачки свое дело знают и последствий не должно быть. Затем, протягивая мне бутылку, спросил ехидно, не желаю ли я свежей водички. Хотя желания особого не было, тем не менее, со словами, ставшими уже ритуальными: «Мы - одна команда!», - я тоже сделал несколько глотков.
Иркутск с помощью «Сереги» прошли насквозь, без остановки. Сегодня предстояло пройти более тысячи километров до Красноярска. Самый сложный участок Тулун-Канск. Не зря именно на нем погиб когда-то генерал Каппель, переправляясь через речку и провалившись в полынью. Этот эпизод хорошо показан в кинофильме «Адмирал». Заметьте, не в бою, а в ходе марша. Психические атаки пережил, а сибирские дороги нет. Прошло много времени, дорога с тех пор, конечно, улучшилась, но, по-прежнему в этих местах оставалась тяжелой.
Преодолев этот участок, остановились пообедать в кафе «У друзей», где внутри все стены были обклеены всевозможными денежными купюрами с эмоциональными надписями. Пообедав, мы тоже оставили «памятный знак».
Между Канском и Красноярском небывалая придорожная ярмарка грибов: белых, лисичек, груздей и других. Ведро белых грибов можно сторговать примерно за 70 грн., что мы и сделали. Грибы были прямо из тайги.
Перед Красноярском заехали на восточную площадку Бородинского угольного карьера и полюбовались 7-ми километровой панорамой. 5 сентября карьер отмечает 60-летие, на празднование которого приглашена София Ротару, заявленная как звезда российской эстрады.
Красноярск относится к тем городам, побывав в которых хочется вернуться хотя бы еще раз. Красноярск, как и многие сибирские города, острожного происхождения. Малый острог возвели казаки под началом воеводы Андрея Дубенского 18 августа 1628 г. на высоком плоском мысе (Стрелка), образовавшемся между устьем речки Кача и Енисеем и назвали его Красным Яром, от названия холма рядом с местом постройки. Сейчас это гора Караульная. Большой острог возвели в 1659 г. и назвали его уже Красноярском. Почти с любой точки Красноярска видна старинная каменная часовня на вершине горы Караульная. С этого места защитники города могли издалека видеть приближение неприятеля и зажигали костер, подавая знак, чтобы острог готовился к осаде. А осаждать было кому – кочевникам монгольских и тюркских племен.
Современный Красноярск (население – 951 тыс. чел.) - краевой центр значительного региона России крупнейший промышленный и культурный центр (второй по площади после Якутии субъект России). Богатейший край, в котором есть все. Удобное географическое расположение открывает Красноярску выход к северным районам и к морским воротам края - к порту г. Дудинки. А там рядом и Норильск, где я жил когда-то. Воздушным сообщением Красноярск связан со многими крупнейшими городами России и зарубежья - ближнего и дальнего.
На высоком скалистом берегу Енисея, непосредственно у автодороги М-54, построена смотровая площадка, фактически комплекс отдыха для любителей познавательного туризма: на площадке скульптура «Царь-рыба» (по произведению В. П. Астафьева).
Неподалеку отсюда в с.Овсянка жил и творил (с 1980 года) выдающийся сибирский писатель Виктор Петрович Астафьев, автор известной повести «Царь-рыба».
Прекрасный вид, открывающийся с площадки, на енисейские просторы, свежий воздух и летние кафе создают чудесную атмосферу отдыха. Подступы к площадке облюбовали народные умельцы, торгующие сибирскими сувенирами и профессиональные фотографы - действительно отличные снимки с видом на Енисей получаются с этого места.
Большое впечатление произвело посещение Фанпарка «Бобровый Лог», о которм можно долго взахлеб рассказывать, а можно зайти на его сайт http://www.bobrovylog.ru и ознакомиться самому.
Мы поднялись на канатно-кресельном подъемнике на вершину горы, прогулялись по ней, любуясь открывающимися панорамами на Красноярск, знаменитые красноярские столбы и другие горно-таежные пейзажи. Затем спустились вниз, пообедали и, обогащенные полученными впечатлениями, отправились дальше.
- Фан-парк "Бобровый Лог". Домик для пикника на вершине горы
- Фан-парк "Бобровый Лог"
Пропускная способность фан-парка составляет 5 100 чел. в час. Даже для Киева это очень хороший показатель. Подумалось, почему такой подход к созданию инфраструктуры отдыха и спорта не наблюдается на Байкале. Там – прошлый век, здесь – сегодняшний. Если раньше культуру в массы несли купцы, то теперь это может сделать только большой бизнес, что мы и наблюдали в «Бобровом Логу», который был создан за счет средств ОАО «Норильский никель». Кстати, после публичного скандала с олигархом Прохоровым на французском курорте, за «Бобровым Логом» моментально закрепилось народное название – «Куршавель».
В Красноярске мы наконец-то поймали свою «царь-рыбу» - тайменя, правда, на базаре. Там же затарились кедровыми орехами, которые потом щелкали до самого Киева. Ужин в этот день был знатным – жареный таймень и жареные грибы.
В Красноярске пробыли два дня и выехали на Кемерово. Не доезжая 100 км до Кемерово в баке закончился бензин. То заправка нам не нравилась, то на ремонте была, а на последней вообще не было бензина. Так вот и докатились до последней капли. На удивление первая же машина с иркутскими номерами остановилась. Остановилась и впереди идущая перед ней машина. Водитель второй машины передал по рации, что у него все нормально, и он догонит (пример мер безопасности на дороге). На наше счастье у него нашлась канистра с бензином. Горячо поблагодарив нашего спасителя и рассчитавшись за бензин, продолжили путь дальше. На вынужденную остановку ушло около 5 минут. Везет, так везет. На ближайшей заправке заправились до полного бака и больше такой легкомысленности с заправкой не допускали.
В Кузбассе пробыли три дня и взяв до Тольятти еще двух пассажиров, продолжили путь. Одного из пассажиров звали Лехой, другого Сергеем. Леха был живым героем рассказов покойного Михаила Евдокимова. Простой, прямой и бесшабашный. Андрей про него рассказывал, что как-то он приехал к нему зимним вечером. Было уже темно. Видит у его дома стоит черный жигуль, хотя он у него до этого был белого цвета. Перекрасил, что ли, подумал Андрей и зашел к нему в квартиру. Там он увидел Леху, который словно шахтер, только что поднявшийся из забоя, отмывал густую угольную пыль. Леха не был шахтером, он владел СТО и был работником умственного труда. «Леха, что случилось?», спросил его Андрей. «Да понимаешь, - отвечает Леха, - еду утром на работу и никакой горы на своей улице не вижу. А обратно возвращаюсь, смотрю – белая гора, ну я в нее и въехал. Гора сразу же оказалась черной. Кто-то высыпал КАМАЗ угля, эту кучу запорошило снегом. Когда я въехал, то снег осыпался и поднялась угольная пыль, я выскочил из машины и оказался в этом угольном облаке. А что делать?» «Как что делать, а тормозить? Ты тормозил?», спрашивает Андрей. Леха почесав затылок, задумчиво отвечает: «Да тормозил, маленько, когда…въехал». Андрей ему: «Так это гора уже тебя тормозила, а раньше почему не тормозил? Ты видел эту гору, до того как в нее въехал?» «Ну, видел. Так с утра же ее не было», отвечает Леха, почесывая свой обугленный затылок. Вот такой был этот Леха. Он как акын, на что не глянет, сразу вспоминает: «А вот еще был случай…» Короче, Петросян отдыхает. Мы двое суток ржали над его историями до самого Тольятти и с сожалением с ним расстались.
Между Курганом и Ишимом в глухом месте на обочине стоят три машины и нам лихорадочно машет смуглый мужчина и устремляется к нашей машине. Я говорю Андрею: «Не останавливайся». Лиля говорит: «Андрей остановись, может, ему нужна помощь, ведь нам же помогали». Андрей остановился. К нам подходит мужик и на ломанном русском языке говорит, что он иорданец, он не знает какая в этой стране валюта и что ему нужен 1 литр масла. А сам пристально смотрит внутрь машины. Мы ему отвечаем, что у нас масла нет. Тут он внезапно потеряв акцент предлагает уже на хорошем русском языке купить у него недорого золотой перстень. Я говорю: «Андрей, поехали, это типичный развод на дороге». Когда отъехали, я напомнил, что я им рассказывал раньше об этом участке по описанию на форуме.
Перегонщик с Дальнего Востока гнал в Москву микроавтобус. С ним ехали жена и двое детей. По телосложению он был мелкого калибра. Где-то в этих же местах его останавливает «итальянец», говорит, что у него якобы закончился бензин и нет денег. Просит помочь хоть какой-то суммой. Услышав про деньги, перегонщик нажимает на газ и резко берет с места. За ним устремляются в погоню две легковые машины. Одна заходит вперед, другая с боку и показывает знаками, чтоб он остановился. Перегонщик говорит жене, чтобы она достала пистолет и передала его ему (предусмотрительный парень). Дальневосточник опускает боковое стекло и делает два выстрела из пистолета поверх прижимающей его к обочине машине. После выстрелов машины преследования моментально уходят вперед. Позже перегонщик замечает их в кустах, очевидно, пропускающих его.
Это хорошо, что у нас машина полная мужиков, продолжаю. А вот если бы ты была одна, Лиля, и остановилась бы из сострадания, то я не уверен, что к тебе было бы проявлено взаимное сострадание. Ведь в данном случае сострадание и есть та приманка, на которую ловят простаков. В таких случаях, оценку обстановки нужно проводить мгновенно. Просит масла, а капот на двигателе даже не поднят, руки как у бухгалтера, на них никаких следов масла нет, хотя он говорит, что только что проверял его уровень. Кроме того, рядом стоят еще две машины. У всех трех стекла затонированы и подняты, из машин никто больше не вышел. Стоят на т-образном перекрестке, по примыкающей второстепенной дороге можно моментально уйти от основной трассы. Время позднее, машин мало. Да и по виду этот иорданец типичный цыган. А как он цепко осматривал салон, ты разве не заметила? Так что по совокупности всех перечисленных признаков благоразумнее было бы не останавливаться. Лиля задумалась и только молвила: «Неужели они могут поступить плохо? Ведь мы же хотели им помочь!» Святая простота, с таким идейным багажом в дальние дороги лучше не отправляться.
Дальше у нас никаких приключений больше не было. За день прошли 1 600 км и заночевали в Кургане. На следующий день были в Челябинске, после которого вышли на уже хорошо освоенный нами маршрут М5.
- Он вез апельсины, хорошо что не патроны
Урал преодолевали не то в тумане, не то в низкой облачности. Опять в реке Малая Сатка лежала фура. Из реки вылавливали апельсины и загружали их в другую машину.
- Урал. Памятный знак Европа-Азия. Позади Азия
- Урал. Памятный знак Европа-Азия. Впереди Европа
Заночевали на 1278-ом км трассы Москва-Челябинск в гостиничном комплексе «Five stars» (территория Татарстана). Именно так на английском языке и была вывеска. Название довольно претенциозное, на самом же деле заведение еле дотягивает до трех звезд. Номера как каюты на судне, ни сантиметра лишнй площади. Единственный плюс – находится прямо на трассе. Минусов гораздо больше: стены тонкие, слышимость великолепная и если за стенкой кегельбан, то уснете вы только после броска последнего шара. А катают их тут до утра, так как заведение выполняет функции загородного ресторана. Кухня здесь также не относится к приоритетам. Яичницу можно смело заказывать, она всегда с плиты. Все остальные блюда – из духовки, т.е. из микроволновки, коих на кухне не менее 15 штук установлено. На вопрос свежее ли блюдо, официант искренне отвечает, что оно только что из духовки. И это истинная правда. Вот только не видел ни одного посетителя, который бы этот «свежак» доел хотя бы до половины. Зато есть Интернет – Wi-Fi. Впрочем мы там задержались не более 6 часов – поспали и вперед.
- Тольятти. "Тучи на ВАЗом собрались, главный конвейер стоит..."
Тольятти – живой город, много свадеб, но мертвый завод ВАЗ. Конвейер остановлен и автогигант зловеще застыл, являя мрачную картину. Здесь мы расстались со своими пассажирами, предварительно отведав тольяттинской кухни. Кухня ничего, в смысле запахло Русью. До этого питались в основном восточной кухней.
В Пензе остановились поужинать в так нам понравившемся в прошлый раз кафе «Будыльня», в котором устроили настоящий пир славянской кухни.
- Пенза. Кафе "Будыльня". Один из интерьеров
Следующая ночевка была уже в знакомом Тамбове, в гостинице «Гранд». Поскольку приехали поздно, оплатили только 50% от стоимости номера. Пустяк, а приятно. На этот раз М5 прошли без единого замечания со стороны ДПС, сэкономив приличные деньги. Последние сутки пошли спокойно, без эксцессов. Перед Ельцом, пообедали в придорожном кафе и познакомились с итальянцами. Общались на английском языке. Итальянцы, которым на вид лет по 50, путешествовали на спортивных байках. С их жесткой подвеской и по нашим дорогам? Но, тем не менее, поехали. Они, как и мы, держали путь на Киев, где у них были друзья. Затем на Словакию и домой. Общительные ребята, все время улыбаются. Мы с ними потом еще несколько раз встречались на дорогах, и каждый раз приветствовали друг друга как старые знакомые. Перед Ельцом многокилометровая пробка. Вдоль стоящей колонны машин ходят предприимчивые ребята с плакатами, предлагающие провести в объезд за 100 руб. за машину. Мы посмотрели карту и решили объехать самостоятельно, используя внедорожные возможности машины. Поэтому свернули на проселок и поехали в объезд. На местности дорог как обычно оказалось больше, чем их показано на карте. Но есть и такой вид ориентирования – опрос местных жителей, коим мы и воспользовались. По проселочным дорогам вышли на Ливны, затем, не доезжая Орла в Змиевке повернули на Глазуновку, в которой по указателю повернули на Тросну и вышли на трассу Курск-Орел, вскоре доехали до поворота на Железногорск. В результате этих маневров мы сократили маршрут на 70 км. Так что не всегда можно слепо доверяться GPS-навигаторам, которые видят только основные дороги. И вот граница. На этот раз томились на ней значительно дольше, более 6 часов. На российской границе проверили наши миграционные карты и обратили внимание, что мы нигде не регистрировались в миграционных органах России. Мы заявили, что нигде больше суток не останавливались, и жили в палатках. «У вас что, и палатки есть?», спросили нас. Да, конечно, можем показать. На этом вопрос был исчерпан. Иначе штраф – по 2 000 руб. с носа. Но все когда-нибудь заканчивается и Виват, Украина! Да осилил дорогу идущий! Мы вернулись! «Долго будет Байкал нам сниться…»
Итоги. Прошли 14 050 км, израсходовав 1 800 л. бензина на сумму 39 255 руб. и 520 грн.
Средний расход бензина составил – 12,8 л на 100 км
Гостиница на троих – 41 000 руб.
Штрафы – 6 500 руб.
Общий расход без учета питания и покупок – 3 870 дол. США
Заправлялись: до Урала – 95-м бензином, после Урала чаще – 92-м, так как разницы между ними по качеству никакой. Да и сами местные говорят, что за Уралом настоящего 95-го нет. Стоимость бензина в России - 22-23 руб./л (5,5 - 5,75 грн./л). У нас сами знаете сколько.
Убыли из Киева: 15 июля 2009 г. в 7.00
Прибыли в Киев: 10 августа 2009 г. в 2.00
Продолжительность путешествия: 26 суток без пяти часов.
Время в пути до Байкала без учета заезда к родственникам: туда – 6 суток, обратно – 5 суток.
Поломок и неисправностей не было. Даже запаской ни разу не пользовались. Появились царапины и сколы на бампере и ветровом стекле.
Поедем ли еще? Трудно сказать. За одну поездку даже Байкал как следует не посмотришь, у него береговая линия больше 2 000 км. Про Байкал можно сказать словами Хемингуэя - "Это праздник, который всегда с тобой". Недавно позвонили родственники из России и в категоричной форме потребовали, чтобы 1 августа следующего года в обязательном порядке был в Астрахани на слете родственников. Андрей вынашивает планы покорения Камчатки. Так что, поживем – увидим. А пока каждый день пью чай с медом, который поочередно беру ложкой из 4-х стоящих передо мной пиал, наполненных ароматнейшим травяным медом из разных регионов, где мы путешествовали: Иркутска, Красноярска, Кузбасса, Бурятии. Каждый имеет свой неповторимый аромат, который невозможно спутать с другим, и с каждой ложкой оживают картины тех мест и людей, откуда этот мед.
Некоторые сылки по путешествиям на Байкал:
http://tourist.kharkov.ua/xtreport/Bajkal_Olmzhon
http://info.drom.ru/adventures/travel/8123
http://vokrugbaikala.narod.ru/reference.html
Янукович-младший на Байкале:
Валерий Иванович! Однозначно – ЗАЧЁТ!
Репортаж, на мой взгляд, превосходный, задающий высокие стандарты по оформлению и содержанию для всех подобных материалов в будущем.
Валерий Иванович, давайте, все таки сделаем отдельный фотоальбом вашей поездки на площадке “Наши везде”, чтобы в оригинальных фотографиях можно было разглядеть детали.