№103 от 10 февраля 2000 г.


Надежда умирает последней.

15 февраля 1989 года завершилось возвращение на Родину ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Но до сих пор матери ждут своих сыновей… Александра Андреевна Бабило из поселка Октябрьский Зельвенского района долгие годы ведет поиск своего сына Михаила.

"За меня не переживайте".

В 1979 году Михаил окончил Киевское высшее общевойсковое командное училище. Попав в Афганистан, он не каялся, что стал военным. Писал лишь, что тоскует по родным ему людям, что нет возможности попасть на свадьбу друга, просил родителей не беспокоиться за него. Письма от Миши шли спокойные, будто там ничего случиться не может. Вот первое февральское письмо: "… После того, как я отправил вам телеграмму, что у меня все хорошо, буквально на следующий день пришлось выехать в южном направлении. Еще через неделю я очутился в Афганистане. Сегодня ровно месяц как я нахожусь здесь. Обстановка довольно спокойная. Что мы делаем, писать не буду, это детали…Все, что передают по радио относится частично и к нам. Иногда даже не верится, что нахожусь в самом горячем месте международной обстановки. Но вас я хочу еще раз уверить, что здесь спокойно и за меня не переживайте. Сколько я видел Афганистан - это сплошные горы, очень бедное население и красочно разрисованные машины. Мужчины носят чалму и закутываются в различные мантии, вместо пиджака или плаща. Женщины у них ходят в парандже. Говорят, что здесь только 1358 год по их летоисчислению... Живем в горах, так что я дышу горным воздухом. Да, почта работает очень нерегулярно".

Письма шли часто и были чем-то схожи - постоянные просьбы не волноваться, юношеское очарование красотою гор, строки о желании перевестись из пехоты в разведку.

Июнь 1980 года: "…Если пишу редко, то вы не волнуйтесь, это не значит, что со мной что-то случилось. Здесь очень скучно. Живу, как на необитаемом острове, поговорить даже не с кем… Уже порядочно одичал, отвык от людей. Однажды пришлось быть у самой границы, в каких-нибудь 50-ти метрах начинался Союз, а очутиться на той стороне, перейти эти 50 метров - нельзя…"

Март 1981 года: "…Когда заменюсь, не знаю. Раньше ходили слухи, что к маю, а теперь и слухи пропали…"

Исчезновение.

Несколько портретов Михаила висят в родительском доме. В зале на столе лежат публикации из разных изданий о розыске военнослужащих, что пропали без вести или погибли в Афганистане, и "Комсомольская правда" с подробным анализом той необъявленной для экс-СССР афганской войны и портретами глав государств, повинных в коммунистическом броске на юг. Больно слушать рассказ матери, ведь нет ничего хуже безвестности:

- С таким горем тяжело смириться, а я уже почти смирилась. Как-то сразу, после исчезновения сына в Афганистане, ко мне приезжал его друг и рассказывал, что в марте 1981 года у Миши должна была быть замена. Однако... Его девушка Наташа сообщила, что Миша в последнем письме от 14 мая 1981 года писал, что уходит на боевое задание на двадцать дней.

И эти двадцать дней стали для матери и родных, как двадцать лет. Точных сведений, находится ли он в плену, или погиб, нет. Сослуживцы рассказывали матери, что Миша перегонял битые военные автомобили на границу Союза, а там получал новые. Ехали ночь без остановки. Остановились, отошли от машины, а когда вернулись, Миши не было. Поиски его положительных результатов не дали.

Почти эта же версия и в письме замполита батальона: «Вашего сына я лично не знал. Из рассказа солдат могу сообщить, что Мише было поручено сопровождать колонну машин, которая ехала в Советский Союз, до границы. На границе колонну машин пропустили, а Миша остался с охраной дожидаться ее возвращения. 8 июня утром он пошел к реке, оружия с собой не взял. Прошло много времени, пока солдаты хватились, кинулись искать, но нигде не нашли. Мишу искали в течение месяца, но все безрезультатно… К настоящему времени большинство солдат, которые служили с вашим Мишей заменились. Со многими из них я разговаривал про Мишу, и все о нем очень хорошо отзывались. Они мне рассказали, каким хорошим он был командиром и просто, как человек… Могу вас заверить, что вашего сына разведка ищет до сих пор».

Те же обстоятельства вырисовываются из записи в личном деле военнослужащего.

14 января 1983 года на основании приказа МО СССР Михаил исключен из списков офицерского состава Вооруженных Сил, как безвестно отсутствующий. М.И. Бабило награжден медалями "Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа", а Указом Президента от 28 ноября 1991 года - "За отвагу".

В числе восставших?

По данным межведомственной рабочей группы по розыску и возвращению на Родину военнослужащих - граждан РБ, число без вести пропавших в Афганистане 12-13 человек. Разные источники - разные цифры. И первым в этом списке значится Бабило Михаил Иванович, который пропал 8 июня 1981 года в провинции Прован. Я связался с руководителем рабочей группы, который сообщил, что в свое время в Минск приезжали с миссией офицеры военного ведомства США. Они сообщили, что в 80-х годах группа советских военнопленных совершила вооруженное восстание в лагере на территории Пакистана. Они захватили один из военных объектов, уничтожили его, и сами геройски погибли. Со слов известно, что там были и белорусы. Однако утверждать, что среди участников восстания был именно Михаил Бабило, невозможно. О восстании рассказывает книга Николая Чергинца "Сыновья", которая стала настольным изданием для крепкой духом и мужественной женщины - матери солдата Александры Андреевны.

- Миша говорил, что когда вернется из Афганистана, то на третий день женится. Да и его девушка еще долго нам писала, ждала…

По определению суда Зельвенского района от 5 августа 1996 года Михаил Иванович Бабило признан погибшим - умер при исполнении обязанностей военной службы во время боевых действий в Республике Афганистан. Память о лейтенанте живет лишь в сердце матери. Сердце… Оно и сегодня, хоть прошло семнадцать лет, живет надеждой на возвращение сына с чужой войны.

Петр ЖЕБРАК, Зельвенский р-н

http://www.gazeta.grodno.by/103/t6.html