ЖИТЬ НАДО ПО ЧЕСТИ И ПО СОВЕСТИ
Пролог
Председатель Калининградской областной Думы Сергей Васильевич Булычев — человек непростой и интересной судьбы, немало повидавший на своем веку. Был кадровым офицером, участвовал в боевых операциях в Афганистане, позже, в постперестроечное время, возглавлял один из районов Москвы.
С жизненным опытом пришло понимание, что без духовности, без веры в Бога жить невозможно. Поэтому стал принимать участие в строительстве православных храмов в Москве, Калининградской области, на родине — в Белоруссии. Награжден орденами Русской Православной Церкви.
— Сергей Васильевич, начнем, наверное, с самых истоков.
— Родился я в Белоруссии, в городе Быхов Могилевской области, в семье военнослужащего. К сожалению, родители уже умерли. Многодетная семья — четыре брата и сестра. Детство прошло в военном гарнизоне. Кстати, он относился к морской авиации Балтфлота, так что уже тогда наметилась связь с Янтарным краем.
Бабушка была убежденной атеисткой. Она 40 лет учительствовала на Брянщине, занималась ликбезом — ликвидацией безграмотности, даже с Крупской какое-то время работала… Она была долгожительницей, умерла через четыре дня после своего 100-летнего юбилея, но до последнего дня старалась быть в курсе всех событий. Мои родители познакомились там же, на Брянщине, в Новозыбкове, где отец тогда служил. Потом всей семьей вместе переехали к его новому месту службы в Белоруссию, где я и родился.
В отличие от бабушки, мама очень верила в Бога, можно сказать, была набожной женщиной.
— Как у такой атеистически настроенной учительницы была такая верующая дочь?
— Я не могу сказать, что сформировало у нее такое отношение к Церкви. Может быть, просто в силу ее характера — она была очень доброй, за детей всегда горой. По образованию она медсестра, но по специальности практически не работала, так как полноценно трудиться где-то на одном месте не получалось: пятеро детей, с которыми ведь приходилось постоянно дома сидеть. Офицерского жалованья мужа все-таки не хватало, поэтому подрабатывала сторожем, истопником в детском саду. Выручало хозяйство: держали кроликов, кур, поросят…
— Вы, наверное, тоже помогали по хозяйству?
— Конечно. Больше всего запомнилось, как с братом толкли картошку для поросят в большом таком чугунном котле, выполняли и другие поручения по дому.
— Может быть, мама что-то рассказывала, почему она так сильно верит в Бога?
— Честно говоря, я специально не задавался таким вопросом, но как-то раз она мне рассказала свой сон, который ей приснился еще во время войны. Будто бы она вместе с двумя лучшими подругами зашла в светлую комнату какого-то деревенского дома, а там сидит человек, очень похожий на Николая Чудотворца, как его изображают на иконах — они-то практически в каждом доме были, особенно в сельской местности. И вдруг он говорит ей, что она выйдет замуж, брак будет счастливым, она родит пятерых детей. Тогда она этому не придала значения, но сон запомнился. И вот спустя время оказалось, что так все в ее жизни и произошло. Поэтому у нас всегда дома была икона Николая Чудотворца и я с детства знал, какой это великий святой. Знал, естественно, и про Иисуса Христа, и про Богородицу.
Запомнился еще один эпизод, связанный с Николаем Чудотворцем. Одна пожилая женщина мне рассказывала, как в годы войны он буквально спас ее от гибели. Она жила в ближнем Подмосковье, сейчас это уже район Москвы — Лианозово. Держала корову и, чтобы как-то прожить, в центр столицы возила молоко на продажу. Так многие делали, поэтому часто выехать в Москву было просто невозможно, ходил всего один автобус, всегда забитый до отказа. И вот в очередной раз она собралась поехать в Москву, уже поставила ногу на подножку, чтобы протиснуться в переполненный автобус. И вдруг почувствовала, что кто-то ее тянет назад, прямо за шиворот. Оборачивается — перед ней старичок в образе Николая Чудотворца. Пока все это происходило, автобус тронулся, она осталась на остановке с бидонами молока. А буквально через несколько минут — в автобус прямое попадание снаряда. Артиллерия немцев уже доставала этот район и периодически вела обстрел дороги. Ни один пассажир не уцелел.
Вот такая история. И эти факты, связанные со святителем Николаем, так почитаемым среди русских людей, безусловно, убеждают, что Бог есть и через своих святых может проявлять чудеса на земле.
— А когда вы крестились?
— Мне было лет пять, и, честно говоря, я не очень отчетливо помню, что происходило в тот день. Помню, что крестили меня в деревянной церкви в деревне Трестивец. Несколько лет тому назад заехал туда и разыскал свою крестную. 40 лет не виделись! Как и многие жители Белоруссии, она очень сердобольная женщина. Живут там бедновато, я помог ей купить корову…
— Знаю, что первые шаги к будущей офицерской профессии вы делали в Минском суворовском училище. Согласитесь, в советское время, да еще в условиях, когда все подчинялась строгому распорядку дня, вряд ли было до веры в Бога. К тому же все вокруг комсомольцы… Но все же было ощущение, что Бог все-таки есть?
— Я понял ваш вопрос. Не скрою, я всегда, в том числе будучи суворовцем, затем курсантом и офицером, занимал, как это тогда называлось, активную жизненную позицию. Был секретарем комсомольской, потом партийной организации, членом партбюро батальона. Сами понимаете, атеизм был частью коммунистической идеологии. Но вера в Бога у русских людей сидит, видимо, на подсознательном уровне, заложена в генах.
Самое тесное прикосновение к церковной жизни у меня тогда произошло в Киеве, где я учился в высшем общевойсковом командном училище. И даже не осознавая глубоко близость к Богу, я старался посещать Киево-Печерскую лавру, ходил во Владимирский, Андреевский храмы. Может быть, поначалу это выглядело как посещение памятников архитектуры. Но вот по мере осознания того, где я нахожусь, я все больше и больше проникался духом Православия — стал понимать, какое это священное достояние нашей великой страны. Признаюсь, я не причисляю себя к глубоко верующим людям, но к вере отношусь и всегда относился с уважением.
— Это были, можно сказать, первые ступени формирования вашего православного мировоззрения. По сравнению с советским временем, когда, например, в Калининградской области вообще не было ни одного православного храма, сейчас гораздо проще прийти к вере. Есть храмы, куда можно зайти и помолиться. И многие просто ощущают, что это необходимо. А сейчас как вы ощущаете, что значит для вас вера в Бога?
— Если быть объективным, я не могу похвастаться высоким образованием в этой области жизни. Для меня вера в первую очередь — это жизнь по тем добрым истинным принципам, которые проповедует христианство, жизнь по заповедям Божиим. Вот главное, что лично для меня значат сегодня Церковь и вера. Не всегда, конечно, получается, но к этому надо стремиться. Исходя из этого я стараюсь строить свое поведение, придерживаясь основных христианских заповедей.
— Сергей Васильевич, вы были непосредственным участником строительства нескольких православных храмов. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.
— Первая церковь была построена в 1999 году в районе Бибирево в Москве, которым я тогда руководил. Это был храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».
— Почему именно так назвали?
— История интересная, тем более это было впервые в моей жизни. Там есть маленький храм XVI века, он стоит прямо у здания администрации. Конечно, для такого огромного спального района он не мог вместить всех желающих. Из окон своего кабинета я наблюдал, что люди и в праздники, и в будни не могли попасть в храм.
Сначала из Киева я принес идею строительства бюветы — артезианской скважины. Ее построили, а потом меня озарила мысль: почему бы не построить и церковь на центральном, так сказать, лобном месте нашего района? Была сооружена монолитная конструкция, работали те же люди, что и на строительстве храма Христа Спасителя в Москве. Причем было задумано, чтобы этот источник как бы выливался из стены церкви. Владыка Арсений, архиепископ Истринский, одобрил идею, потом лично освящал этот храм. Для 170 тысяч жителей района, я считаю, это было очень нужно.
Второй храм был построен в 2003 году. Его появление связано с созданием этнографической деревни на месте поселения, в древности имевшего то же название, что и современный район, — Бибирево. Это была русская деревня с избами, подворьями, садами и т.д. Я подумал: какая же русская деревня без церкви? — и решено было построить еще одну церковь. И чтобы она стала действующей, тем более там очень живописное место — на взгорке. Я переговорил с архитектором, так как первоначальный план никакой церкви не предусматривал. И очень быстро, примерно за два месяца, бригада строителей из Вологды сделала сруб по всем канонам древнерусского деревянного зодчества. Так в нашем районе появилась церковь во имя святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 2004 году этот проект занял второе место в России среди экологических проектов.
— Почему церковь названа именно в честь этих святых?
— Дело в том, что район Бибирево как бы от всей Москвы поддерживал дружеские отношения с Киевом. Ранее был создан сквер российско-украинской дружбы. Кстати, церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» была построена в начале этого сквера, а этнографическая деревня стала его продолжением. Делегацией, которую возглавлял мэр Киева, в сквере была посажена аллея из каштанов. Это дерево является одним из символов украинской столицы. Таким образом, удалось создать очень красивый архитектурно-парковый ансамбль, ставший любимым местом отдыха не только жителей района, но и для всех москвичей и гостей столицы.
— Замечательно. Когда в следующий раз приеду в Москву, обязательно загляну в Бибирево. Еще одну церковь вы построили уже здесь, в Калининградской области.
— Произошло это в моем избирательном округе в Черняховском районе — в поселке Свобода. Это первая церковь в районе, полностью построенная по канонам русской православной архитектуры. 8 июля 2009 года на праздник благоверных Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, она была освящена во имя этих святых, что также было впервые для Калининградской области. От Черняховска до поселка прошли 15 километров крестным ходом, освящал церковь владыка Серафим, епископ Балтийский.
— Отец Иосиф, благочинный Восточного благочиния Калининградской епархии, в ведении которого находится этот храм, очень признателен вам за ваши труды, считает вас человеком слова, который не только дает предвыборные обещания, но и выполняет их. А четвертая церковь где построена?
— В Белоруссии. Ее строительство было завершено немного раньше — 2 мая того же года. Она освящена в честь Сергия Радонежского.
Несколько лет назад в белорусской глубинке, в Липичанской пуще на хуторе деревни Демьяновцы, мной была куплена маленькая однокомнатная избушка, в которой раньше жил лесник. Мне понравилось это очень живописное место, там просто насыщаешься положительной энергией после городской деловой суеты, отдыхаешь душой. Но там никогда не было церкви. Ближайшая — за 15 километров, в деревне Накошицы. Я познакомился с местным батюшкой и обратился к нему с предложением поставить церковь в Демьяновцах. В то время я как раз закончил ремонт купленной избы. Делали его ребята из хорошей строительной бригады, и в течение полугода они же построили небольшую деревянную церковь.
Она выглядит очень симпатично, душевная такая получилась церквушка. Службы там проходят по субботам, так как приход по территории большой, батюшке приходится много ездить, он к тому же преподаватель духовной семинарии в Жировичском монастыре, в котором я также часто бывал.
— Духовность всегда рука об руку шагает с патриотизмом. Священное чувство любви к своему Отечеству для вас ведь тоже не пустой звук. Поэтому давайте вернемся немного назад, к началу нашего разговора. Расскажите о вашей офицерской службе после окончания училища.
— Был командиром взвода, потом роты в Белой Церкви, в одной из частей Киевского военного округа. Затем был направлен командиром роты в Афганистан…
— Знаю, что среди ваших наград есть орден Красной Звезды — настоящая боевая награда. Им ведь так просто даже в Афганистане не награждали.
— За два года службы в 149-м мотострелковом полку 201-й мотострелковой дивизии много разных эпизодов было. В провинции Кундуз, где дислоцировалась моя часть, была очень неспокойная обстановка. Пришлось повоевать. Прибыл я к месту службы 6 октября 1985 года. Мой предшественник погиб — застрелился, когда рота попала в засаду в августе того же года во время операции против душманов. У него просто другого выхода не было, более половины личного состава тогда потеряли.
Два года, что я провел в Афганистане, не были «малиной», часть постоянно участвовала в боевых действиях. Что касается ордена, то им я награжден за участие в армейской операции неподалеку от уездного города Ханабад. Долгие годы уезд, через который проходила стратегическая дорога на Хайзабад, была под контролем душманов. Руководством армии было принято решение овладеть уездом и контролировать дорогу. В ходе операции была взята высота, на которой потом разместилась моя рота, и до смены в течение полугода приходилось держать там оборону.
— Часто приходилось отбивать атаки противника?
— Да, наверное, за эти полгода ни дня без выстрелов не обходилось. Постоянные минометные обстрелы. За это время там погибли техник роты, командир взвода Сережа Скороходов, молодой лейтенант, только приехавший из Волгоградской области, — прямое попадание реактивным снарядом. Война — жестокая вещь.
С высоты приходилось и вниз спускаться. Встречался с руководством уезда, с аксакалами, старейшинами, пытался хоть как-то наладить и мирную жизнь. Встречи проходили, как правило, в мечетях.
— Они хоть воспринимали, что вы им говорили?
— Внешне все выглядело благопристойно, но что там было в душе, сказать трудно.
— Интересно, американцы сейчас в мечети заходят?
— Ввод американских и натовских войск в Афганистан — это очередная ошибка. Бороться с мировым терроризмом надо какими-то другими методами. Вспомним, что сначала англичане ничем завершили свое пребывание в этой стране и вынуждены были убраться восвояси. Мы свой «интернациональный долг» выполнили с большими потерями. Это совсем другой мир, другая цивилизация.
— После Афганистана где пришлось служить?
— Потом был таежный поселок в Дальневосточном военном округе. Уже из Владивостока в должности заместителя командира батальона поступил в академию имени Варшавского Договора, которая располагалась в Софии, столице Болгарии. Во времена СССР на базе всех национальных военных академий стран, входивших в Варшавский Договор, были группы наших советских специалистов. После распада Варшавского Договора продолжил учебу в академии им. Фрунзе в Москве. В 2003 году уволился в запас, ушел, как говорят, в народное хозяйство.
— Коснемся еще немного вашей службы в Вооруженных Силах. Как я уже говорил, слово «офицер» можно считать синонимом слова «патриот». Насколько это важно сейчас, особенно для молодых парней?
— Это архиважно сегодня, поскольку в годы перестройки и в постперестроечный период были утрачены многие позиции в патриотическом воспитании. Сейчас просто необходимо формировать патриотическое мировоззрение. Я считаю, это государственная задача.
— Вы об этом очень хорошо сказали 1 сентября 2009 года на торжественном открытии Андрея Первозванного кадетского морского корпуса. Насколько важно создавать сегодня такие учебные учреждения? И, на мой взгляд, несущественно, будут ли это целые учебные учреждения или какие-то отдельные классы.
— Вы правы, главное — сама идея. И непринципиально, станут ли кадеты впоследствии генералами или адмиралами. Важно, что они попадают в хороший, здоровый коллектив, где формируются основы серьезной самостоятельной жизни, созданы достойные условия для того, чтобы заложить хороший фундамент для воспитания граждан России. Здесь они смогут приобрести настоящих друзей — на всю жизнь. Как пример: руководитель моего секретариата в областной Думе — мой взводный из суворовского училища, мы дружим уже более 30 лет. Кадетское братство мне хорошо знакомо и дорого, и я надеюсь, что все кадеты, где бы они ни учились, высоко пронесут это звание через всю жизнь, станут настоящими патриотами своей Родины.
— Но находятся и такие, которые считают патриотизм анахронизмом, даже чем-то ругательным. Считается, что идем к мировому универсализму. Что можно возразить?
— Это в корне неправильно. Мы все должны знать свою историю, свои истоки. Знать о наших прадедах, дедушках и бабушках. О каком будущем можно говорить, если не знать историю своей страны, нашу самобытную культуру, православную веру — все то, на основе чего Россия превратилась в великую державу!
— Вы человек занятой. Не мешает ли это вере? Как удается совмещать многие обязанности и посещение храмов, ведь надо молиться на службе по воскресеньям и праздникам?
— Когда есть возможность, я обязательно посещаю церковь. Ставлю свечи за поминовение родителей и святым угодникам Божиим, помолюсь, попрошу святых о чем-то сокровенном. Жена посещает храм чаще, как правило, каждое воскресенье. Когда по служебным делам бываю в командировках, тоже стараюсь посещать храмы.
— Кстати, сейчас многих политиков, предпринимателей можно заметить со свечой в церкви. Особенно когда службу транслируют по телевидению. Как думаете, насколько такие люди искренни?
— Я об этом часто думаю. И не ошибусь, что присутствует, к сожалению, некоторая дань, если можно так выразиться, «православной моде». Искренне хотел бы верить, что это как раз тот случай, когда количество переходит в качество. Разные люди ведь по-разному приходят в церковь, к Богу. По-христиански будем их понимать и прощать.
— Депутат — это прежде всего ответственность перед людьми. Но послушаешь иных политиков и диву даешься, насколько они далеки от нужд народа! Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы улучшить жизнь людей? И что конкретно уже сделано областной Думой под вашим руководством?
— Мы все члены одной большой команды — депутаты, областное правительство во главе с губернатором. Я не разделяю этого, все работают, выполняя свои функции, но на одну задачу — чтобы жители Калининградской области жили лучше. Сказать, что здесь все получается — наверное, нет. Но мы делаем, все, что в наших силах. Например, недавно депутаты Думы подняли вопрос перед правительством о тарифах на газ: почему они выше, чем в других областях Северо-Запада России? А когда некоторые политики начинают играть на сложностях, связанных с трудными решениями, которые надо принимать, то могу тут сказать только одно: Бог все видит. Он видит, кто искренен, а кто лишь стремится на поднятой шумихе заработать политические дивиденды.
— Заканчивая с политикой — какие решения принимаются, чтобы сгладить последствия мирового экономического кризиса, который задел и жителей нашей области?
— Это долгий разговор, но вкратце могу отметить, что мы одни из первых в стране приняли меры, чтобы сгладить эти последствия. Мы дважды секвестировали бюджет, тем самым откровенно показав, что в данной ситуации надо жить по средствам. Мы честно сказали, что надо откорректировать программы и планы в соответствии со сложившейся ситуацией, а не жить иллюзиями, чтобы потом не разочаровываться. Сколько мы пережили всего в истории нашей страны — переживем и этот кризис. И знаете, я полностью согласен с нашим Святейшим Патриархом Кириллом, который неоднократно говорил, что кризис начинается в сознании людей.
— Кстати, с нынешним Патриархом вам, наверное, не раз приходилось встречаться. Что наиболее запомнилось при общении с ним?
— Прежде всего, его доброе отношение к людям, деликатность, такт. Кроме этого, поразила его феноменальная память: мы встречались, когда он еще был митрополитом, но при всей своей огромной загруженности он запомнил мое имя и отчество. Считаю, что нашей епархии очень повезло, что он ее возглавил, и слава Богу, что теперь вся Русская Православная Церковь имеет такого Предстоятеля.
— Вы построили церковь во имя святых Петра и Февронии, являвших пример целомудренной семейной жизни. А нынешний телеэфир буквально забит насилием и сексом. Как противостоять этому — и можно ли этому противостоять?
— Законодатели должны в корне пересмотреть то, что происходит у нас в СМИ. Причем закон должен работать, а то, что происходит, иначе как растлением не назовешь. К сожалению, пока нет целенаправленной государственной политики в этом вопросе.
— Еще несколько вопросов по вашей биографии. Чем занимались после увольнения в запас?
— Работал начальником РЭО, потом был заместителем главы администрации, главой района, и, в конце концов, судьба забросила меня сюда, стал председателем Калининградской облдумы…
— Я думаю, неплохой вариант…
— Хотя в Москве у меня остались друзья, квартира, но на пятом году работы в Калининграде меня уже не тянет в столицу.
— Приятно слышать.
— В плане бизнеса, работы перспектив, может быть, там и больше, но если говорить в русле нашего разговора — в плане духовной жизни, — то Москва, конечно, во многом уступает Калининграду.
— В канун Рождества Христова что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
— Поздравляю всех с этим великим праздником и с Новым годом. Живите по чести и по совести, и всем вам Бог воздаст!
Юрий Шатов
http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=727
|