Рубежи генерала Серова

 

Первое место службы, первый командир оставляют глубокий отпечаток в судьбе каждого офицера. Лейтенанту Александру Серову, несомненно, повезло. После окончания Киевского высшего общевойскового командного училища он попал служить в Группу советских войск в Германии (ГСВГ). В то время там, в ГСВГ, войска денно и нощно занимались боевой подготовкой. От офицеров требовали полной самоотдачи и имели на это полное моральное право. Сюда поступали новейшие техника и вооружения, денежное довольствие здесь было выше. И самое главное, тут не существовало, как во внутренних округах, такого понятия, как бытовые проблемы. Выпускнику училища Серову сразу по прибытии предоставили жилье, жена устроилась на работу, а ребенка определили в детский садик. В общем, делали все для того, чтобы молодой офицер мог полностью отдавать себя службе.

Уже много позже, будучи в более высоких чинах, Александр Степанович не раз задумывался о том, как важно дать молодому офицеру уверенность в завтрашнем дне, обеспечить ему надежный тыл. Только тогда можно рассчитывать на его полную самоотдачу. Схему, как необходимо обеспечивать профессионалов, можно смело скопировать с модели Группы советских войск в Германии. В то время она давала хорошие результаты. Обкатанные в таких условиях молодые офицеры стремительно делали военную карьеру.

Командир мотострелкового взвода Серов сутками находился в полях с личным составом. И как результат - его мотострелковый взвод стал лучшим в полку. Через два года он принял командование ротой, и она тоже стала отличной. Большое влияние на становление лейтенанта Серова оказал командир полка полковник Владимир Чумичев. Образ этого сильного, справедливого и понимающего командира Серов пронес через всю службу. А когда сам возглавил полк, то многое взял от манеры командования этого талантливого офицера.

Пять лет службы в Германии промчались незаметно. В 1977 г. старший лейтенант Серов по замене прибыл в СКВО в распоряжение командующего войсками округа. Учитывая достижения, которых он добился в Германии, его сразу назначили командиром учебного мотострелкового батальона в город Грозный.

И опять на протяжении четырех лет батальон Серова был отличным. В войска шли подготовленные им сержанты, которые, словно цементная стяжка, укрепляли армейские коллективы. Парадокс, но спустя годы в самом насыщенном войсками воюющем Северо-Кавказском военном округе сержантов будут готовить лишь несколько учебных батальонов.

Сегодня у Серова есть возможность сравнить обстановку в Чечне тогда и сегодня. В 1980-е годы там не было никаких признаков того, что скоро разгорится настоящая война. Была в том и заслуга военных, которые своим безупречным поведением, строгой дисциплиной вызывали уважение у горцев. Чеченцы добродушно относились к русским, со многими комбат дружил. Позже, во время первой и второй военных кампаний в Чечне, он находил своих старых друзей, помогал им. И отметил такую особенность - среди его знакомых ни один не встал на сторону бандитов.

По поводу вывода дивизии, в которой он служил, у Серова свое мнение. Он считает большой политической ошибкой то, что в ситуации, когда менялся общественный строй, рушилась идеология, дивизию убрали из исторически нестабильной Чечни. Это мощное соединение легко могло помешать плетению бандитской паутины. Получилось же наоборот – техника, оружие и боеприпасы, которые остались после ее вывода, дали возможность боевикам вооружиться.

Но это будет позже. А в 1981 году Серов вне конкурса поступил в Академию имени Фрунзе. Через три года учебы он продолжил службу, но уже в Дальневосточном военном округе – начальником штаба укрепленного района на границе с Китаем, рядом с городом Уссурийск. Через семь месяцев Серов стал командиром мотострелкового полка. После назначения он остался майором, а в заместителях у него находились опытные подполковники. Но воля и энергия нового командира, помноженные на академические знания, помогли быстро заслужить авторитет у подчиненных.

Уже Через два года Серов стал командиром укрепленного района. В зоне ответственности соединения, которое по численности приравнивалось к дивизии, был сложный участок границы и стояла задача по его охране.

На командире, который руководил этой мощной автономной структурой, лежала забота по организации всестороннего обеспечения. Если служба в Германии сформировала лейтенанта Серова как офицера, на Дальнем Востоке талант полковника Серова отшлифовался ответственностью и большим объемом задач. Он приобрел опыт командования крупным формированием.

В дальнейшем уже на должности заместителя командира пулеметно-артиллерийской дивизии он получил огромную практику в организации боевой учебы развернутого соединения.

После десяти лет службы на Дальнем Востоке в 1994 г. полковник Серов вновь оказался в СКВО: как раз в то время, когда округ постепенно становился воюющим, а Северный Кавказ – обширной «горячей точкой». Накопленный опыт помогал старшему офицеру управления боевой подготовки округа готовить офицеров дивизий и полков к предстоящим драматическим событиям.

В 1994 г., с началом боевых действий в Чечне, полковник Серов был направлен в Моздок. Перед ним была поставлена задача сформировать учебный центр, в котором предстояло проверить боеготовность прибывающих из других округов подразделений и при необходимости организовать в них боевую подготовку. Ситуация оказалась более чем сложной: в Чечню направлялись наспех сколоченные подразделения, командиры часто даже не знали солдат, с которыми предстояло выполнять боевые задачи. Офицерам учебного центра, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, приходилось работать практически круглосуточно. Самоотверженность, работоспособность и богатый опыт офицеров учебного центра, без сомнения, спасли не одну солдатскую жизнь.

С ноября 1994 г. полковник Серов практически безвылазно находился в Чечне. Какое-то время он выполнял обязанности начальника гарнизона станицы Червленная. В то время это была узловая станция, куда подвозились железнодорожные грузы, которые снабжали войска боеприпасами, продовольствием. Нельзя было допустить, чтобы эта «кровеносная система» дала сбой. С задачей полковник Серов успешно справился, организовав охрану и оборону населенного пункта.

В 1996 г. полковник Серов был назначен на должность начальника службы войск округа. В это время положение в СКВО было неоднозначное. Происходил вывод войск из Чечни. Части мигрировали по округу, меняя место дислокации, что требовало серьезного контроля с точки зрения организации службы войск. У нового начальника службы началась череда командировок.

Тогда с одной из самых сложных проблем столкнулась 205-я бригада. Соединение из хороших условий (в Грозном к тому времени были построены казармы и парки) подняли и в течение нескольких дней вывели в чистое зимнее поле. Офицеры и солдаты из благоустроенных теплых зданий переместились в холодные палатки. Поведение людей в данной ситуации нетрудно спрогнозировать. Появились случаи самовольного оставления части. Службе войск пришлось работать в напряженном ритме.

В 1998 г. в жизни полковника Серова начался новый этап. Он был назначен заместителем командующего войсками СКВО по воспитательной работе. Эти должности редко занимают офицеры, сделавшие карьеру командира. Однако в той ситуации между двумя войнами нужен был человек, хорошо знающий, что происходит в войсках обожженного войной округа. Полковник Серов был лучшей кандидатурой. Знания, полученные в управлениях боевой подготовки и в службе войск, подсказывали, на чем нужно сосредоточить усилия в работе.

Так совпало, что с приходом на должность нового заместителя командующего по воспитательной работе начал формироваться институт военных психологов. Вводились новые должности – психологов батальонов, бригад и дивизий. В округе был создан центр психологической помощи и реабилитации. Новое направление нуждалось в квалифицированных кадрах, в людях, предрасположенных к работе по «настройке» человеческих душ. Серов решил привлекать на должности психологов женщин. Реализация этой идеи оказалась успешной, так как солдаты в них увидели прежде всего матерей и сестер.

С августа 1999 г., когда начались события в Дагестане, офицеры управления воспитательной работы постоянно находились в боевых порядках. Заместитель командующего войсками округа по воспитательной работе требовал от своих подчиненных полностью владеть обстановкой, знать настроения в воюющих частях. Кроме того, офицеры-воспитатели вели пропаганду среди местного населения, рассказывали, кто такие бандиты, беседовали со старейшинами. Выпускали газеты и листовки и распространяли их среди населения. Во время второй кампании впервые были обкатаны комплексы «Журналист», «Единство», которые позволяют в автономном режиме наладить выпуск печатной продукции, а также создавать и транслировать телевизионные и радиопередачи. Позже работа офицеров-воспитателей в боевой обстановке была обобщена.

Воспитатели округа часто организовывали творческие десанты в Чечню. Для этого много сделал начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Николай Резник. Выезды артистов, певцов и творческой интеллигенции были поставлены буквально на поток. Интересно, что большинство артистов не боялись ехать туда, где не гарантирована их безопасность, и готовы были выступать перед любым количеством слушателей, тем самым поднимая боевой дух наших солдат. К примеру, Иосиф Кобзон, который готов к выезду в войска в любое время днем и ночью.

Во время второй кампании особенно чувствовалась поддержка со стороны простых людей. Непрерывным потоком шла гуманитарная помощь, люди присылали солдатам посылки с теплыми вещами и сладостями.

Сам генерал-майор Серов не отсиживался в штабах. Он порой с риском для жизни выезжал на отдаленные заставы. Однажды в 2001 г. вертолет, в котором он летел поздравлять подразделение морской пехоты, попал под обстрел. Пули буквально изрешетили машину. Повезло – основные механизмы остались целы. Вертолетчики совершили боевой разворот, ответили боевикам из всех видов оружия, сумели дотянуть до расположения мотострелкового полка.

И в 2000 г. при штурме Грозного жизнь генерала висела на волоске. С небольшой охраной он приехал в только что освобожденный населенный пункт, пригород столицы Чечни Алхан-Кала. Провел митинг, зашел в здание побеседовать с главой администрации. В это время в поселок заехала группа боевиков. Только по чистой случайности он разминулся с бандитами.

С горечью генерал-майор Серов вспоминает потери этой кампании. 3 ноября 2002 г. при исполнении служебных обязанностей погиб заместитель командующего 58-й армией полковник Станислав Марзоев. Этот отважный инициативный офицер многое сделал для урегулирования осетино-ингушского конфликта. Сам осетин, он в свое время не побоялся выступить перед разозленной многотысячной толпой земляков. Героически проявил он себя и в Чечне.

Еще генерал-майор Серов гордится, что ему довелось служить плечом к плечу с такими генералами, как Александр Баранов, Анатолий Квашнин, Виктор Казанцев, Геннадий Трошев, Владимир Булгаков и Александр Красников. Это мужественные люди, на плечи которых легла тяжесть войны в Чечне. В друзьях у генерала Серова – люди стойкие, не раз смотревшие смерти в лицо. И не зря говорят мудрецы: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

 

Алексей КОЗАЧЕНКО, «Красная звезда».

http://www.redstar.ru/2005/11/30_11/2_01.html