ЮДКЕВИЧ ВЛАДИМИР


Серебряные часы унтер-офицера Абрама Шведа
Антикварный детектив
Время собирать камни
Приз за стрельбу Ивану Шевченко
Часы унтер-офицера Александра Гладкова
Часы унтер-офицера Тимофея Митина
Последний подарок последнего генерал-адмирала Российской империи
Часы с двуглавым орлом
Часы казака
Партизанская песня

Всемилостивейше пожалованы.
(документальный рассказ с элементами фантазии)

 

Вот как бывает….. Штаб-трубач Гвардейской конно-артиллерийской бригады унтер-офицер Александр Гладков и не мечтал, что когда-нибудь попадет в историю государства Российского. Это в советское время нас учили, что в жизни всегда есть место для подвига. А тогда этого не знали. Право, ну какой подвиг мог совершить музыкант артиллерийской бригады, чтобы быть отмеченным самим Императором Николаем II? Японская война давно закончилась, германская только зарождалась в умах политиков и военных. Тем не менее, 22 марта 1911 года вышли газеты, в которых был упомянут Александр Гладков. Пусть и не подвиг он совершил, но отличился в том деле, чему учился и чем занимался на военной службе.

Готовиться к концерту начали за 2 месяца. Репетиции проходили почти каждый день – надо было показать не только и не столько умение петь и танцевать, сколько неразрывную связь с традициями предков, связь Государей Императоров со своим народом, благодарность убитым и раненым воинам. Александру почти каждый день снился концерт. Иногда он просыпался от страха, что забыл, что он должен делать. Но чаще ему снился Николай II, которого он, конечно же, видел много раз издалека во время проведения многочисленных смотров, парадов и выступлений. Николай II хлопал в ладоши, и что-то восхищенно говорил своей дочери Ольге. Потом штаб-трубач просыпался и забывал о своих снах.

…Сентябрь 2007 года. Интернет, антиквариат, аукцион... И опять Александр Гладков. Интересно, где-нибудь на небесах всколыхнулась душа нашего героя, когда его имя прогремело на всю страну спустя 96 лет? Вот так второй раз попал в историю наш герой. Но как?!

А теперь по порядку. В воскресенье, 20 марта 1911 года, в Императорском Мариинском театре состоялся традиционный ежегодный, 97-й по счету, концерт в пользу инвалидов. Как писали тогда «Санкт-Петербургские ведомости», «Правительственный вестник» и некоторые другие газеты, «…концерт в пользу инвалидов был, как всегда, блестящим по внешности и интересен. Было много государственных сановников и представителей иностранного дипломатического корпуса. Концерт в этом году осчастливили Своим посещением Их Величества Государь Император с Августейшей Дочерью Ея Императорским Высочеством Великой Княжной Ольгой Николаевной, Государыня Императрица Мария Федоровна …».

Традиция проводить благотворительные концерты для инвалидов военной службы зародилась в 1814 году при непосредственном участии Императора Александра I. В концерте принимали участие военные оркестры гвардейских частей Санкт-Петербурга. Посмотреть и послушать выступления лучших танцоров и музыкантов приглашались самые высокие гости.

И в этот раз концерт удался. Открылся занавес, и необыкновенная картина открылась зрителю. На ярко освещенной сцене, обрамленной у рампы красным бордюром из шапок, касок и папах, был хор придворных певчих, хоры музыки трубачей, балалаечники. Всего более 1000 человек. Вся эта громада исполнителей эффектно разместилась на сцене амфитеатром. Начинался концерт, как всегда, звуками величественного народного гимна. Открыть концерт в 1911 году доверили капельмейстеру Лейб-гвардии 1-го Стрелкового Его Императорского Величества полка Сабателли. Затем началась программа, состоящая из фрагментов торжественных маршей, оперы, народной музыки, хорового пения, балета. Как и в каждом концерте, выступали солисты: «…на кларнете – лейб-гвардии семеновского полка, фельдфебель Георгий Гуляев, на корнет-а-пистоне - лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады унтер-офицер Франц Нинкевич, на фагоне (так в тексте) – гвардейского экипажа унтер-офицер первой статьи Иван Рутковский, на флейте - лейб-гвардии гренадерского полка унтер-офицер Николай Александров, на баритоне – гвардейской конно-артиллерийской бригады унтер-офицер Александр Гладков» (газета «Санкт-Петербургские ведомости», 22.3.1911). В заключение концерта до исполнения народного гимна, по старой доброй традиции, были пропеты шуточные куплеты К. Кавоса, которые были сочинены им в ознаменование вступления союзных войск в Париж в 1814 г. (Катарино Кавос – прадед Александра Бенуа, см. «Жизнь художника» Книга 1.Глава 5. Предки с материнской стороны).

Но для нас самое интересное было в антракте. Ведь не для этого мы читаем эту статью, чтобы не понять каким боком попал в историю России простой трубач унтер-офицер Александр Гладков. Цитирую «Петербургские ведомости», № 65 от 22 марта 1911 года: «Въ антракте Государь Императоръ Собственноручно изволилъ вручить солистамъ золотые часы, украшенные Государственнымъ гербомъ». Придворный гравер, к имеющейся на часах надписи «Всемилостивейше пожалованы», быстро дописал «штаб-трубачу Гв. Конно-Артиллер. бр. Александру Гладкову за игру на баритоне на Инвалидном концерте 20 марта 1911 г.». И что же? А то, что в сентябре 2007 года, на интернет-аукционе были выставлены и проданы часы, полученные Александром Гладковым из рук царя Николая II. Вот эти часы. Даже в самом смелом сне не мог Александр Гладков увидеть, что лично российский Государь отметит его труды, газеты сообщат об этом всей стране, а почти через 100 лет память и история о нем появится в журнале «Антиквариат».

Служебная машина Российской императорской армии работала безупречно, поэтому 7 апреля в штаб Гвардейской конно-артиллерийской бригады пришло уведомление штаба Гвардейского корпуса № 1674 о передаче удостоверения «.. на подарокъ Всемилостивейшее пожалованный музыканту-солисту унтеръ-офицеру Александру Гладкову» ( РГВИА, фонд 4000, дело 629, опись 1, № 68).

В лихое советское время этим часам – немым свидетелям реальных исторических событий – можно сказать повезло. Им только оторвали заднюю крышку и сняли золотые стрелки, ну чисто так, на пару коронок. А в целом, часы дожили почти до 100 лет и неплохо сохранились: механизм в полном порядке, заднюю крышку и стрелки поставили от подобных часов.